В оглавление

НАУКА, ЛЖЕНАУКА И СВОБОДА

С. Кутателадзе

Наука — система знаний и основанных на них представлений о той или иной сфере действительности. Цели науки — объяснение прошлого, нахождение решений проблем настоящего и предвидение будущего. Она отнюдь не единственная сфера деятельности человека, преследующая эти цели. Псевдонаука, религия, здравый смысл предлагают свои методы достижения целей и задач науки.

Особенность науки в ее абсолютной критичности, вечном служении и безграничной преданности истине. Наука объясняет «как оно есть на самом деле» c величием и скромностью, основываясь на опыте, фактах и логике. Наука чужда всякой предвзятости и доктринерства, открыта критике, но не легкомысленна, не руководствуется симпатиями, модой или веяниями времени. Наука требовательна, несварлива и незлоблива. Наука солидна, сохраняет здравый консерватизм, но восприимчива ко всему новому и легко отказывается от заблуждений. Наука открыта для всех, не творит кумиров и не поклоняется авторитетам. Наука следует фактам и логике. Наука может мечтать, фантазировать и творить чудеса, но чужда мистике и вере в сверхъестественное. Истина, логика, опыт и факты — фетиши и инструменты науки.

Разумеется, наука может быть стерильной и неинтересной. Признаки стерильности и неинтересности куда как субъективнее нежели критерии истинности. Именно поэтому ученые по убеждениям воздерживаются от крайних обвинений в бесплодности не только в погромном стиле приснопамятной сессии ВАСХНИЛ, но и в многочисленных благопристойных по форме и оскорбительных по существу противопоставлениях теоретических и прикладных исследований в науке. Стоит подчеркнуть, что совсем немало людей, заметно обогативших науку, учеными по убеждениям не являются. Ученый по убеждениям внутренне свободен и потому не может быть источником негодного, причинять зло. Вклад в науку внесли и отъявленные негодяи. Это обстоятельство никак не опровергает классического тезиса о несовместности гения и злодейства, а только доказывает, что свойство быть ученым — это разрывная функция времени. Учеными по убеждениям даже лучшие представители науки бывают далеко не всегда. К счастью, раз найденная истина не зависит от личных качеств обнаружившего ее человека. Наука делает любую истину вечным достоянием человечества.

В наше время наиболее активно науке противостоит псевдонаука и ее корыстная составляющая — лженаука. Лженаука всегда обслуживает властные интересы. Так было и есть в России. Так было и в СССР (Лепешинская, Лысенко, Кольман и прочие попы и инквизиторы от марксизма). Власть противостоит свободе, а наука освобождает человека материально и раскрепощает его интеллектуально. Поэтому наука власти чужда, а лженаука — приятна.

Лженаука всегда неинтересна, она игнорирует факты и логику, творит кумиров и млеет от чудес. Наличие аргументов, превосходящих по силе факты и логику, характеризует веру. В этой связи лженаука часто прикрывается религией и пытается последнюю приручать или обслуживать. Между тем, современные богословы и теологи выделяют особую роль науки в восхождении к истине. Покойный Папа Иоанн Павел II в своей знаменитой энциклике «Разум и вера» от 15 октября 1998 года констатировал, что «Наука и религия — два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины…».

Лженаука, в отличие от религии, рядится в тогу науки и выдает свои глупости за научные достижения. Она эксплуатирует авторитет науки и дискредитирует научные знания и методы. Лженаука разрушает базу мировоззрения людей и тем препятствует их интеллектуальному раскрепощению. Поэтому лженаука не просто примитивный завистник и антагонист науки. Лженаука — враг истины, а стало быть, свободы и независимости — высших человеческих ценностей.

Как бы ни мимикрировала и ни раздувалась лженаука, в конечном счете она обречена. Наука не отступала прежде и не отступит в будущем от своих принципов. Каким бы консервативным и склонным к лености человечество ни казалось и ни бывало временами, оно весьма прагматично, даже прижимисто и нажитыми ценностями дорожит. Люди по отдельности любят командовать, но все вместе сохраняют осмотрительность и недоверие к всякой власти, к любой попытке одного человека или группы лиц манипулировать другими, навязывать им свои представления и волю. Люди небезупречны, но далеко небезнадежны. Их скепсис, любознательность и свободное мышление — вечные источники неиссякаемой силы и несказанных чудес науки.

Это внушает надежду.

23 сентября 2005 г.

стр. 6