Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2285) 15 декабря 2000 г.

ДОРОГА К УСПЕХУ

Марина Белявцева.

Сколько должен успеть человек за свою жизнь? По оценкам восточных мудрецов, программа-минимум: посадить дерево, воспитать сына и написать книгу о времени, в котором живешь. Ну, а как обозначить программу-максимум? Максимум, конечно, не обозначишь -- на то он и максимум, но... Например, жизненному и научному "багажу" Татьяны Николаевны Гагиной, профессора, доктора биологических наук, член-корреспондента СО АН ВШ, старейшего (но не старого!) зоолога Кузбасса и Сибири, автора более 320 научных работ и 50 статей в центральной и местной прессе, мог бы позавидовать даже Леонардо да Винчи. Хотя великий итальянец наверняка бы отметил, что возможностей в его "жалком" шестнадцатом было гораздо меньше, чем теперь, но мы-то знаем: меняются не люди, меняется ритм жизни. И возможности у нас при рождении практически одинаковы...

А началось все в суровом Иркутске, в середине двадцатых, когда в семье начальника лесного управления Николая Афанасьевича родилась дочка Танечка. Наверное, с самого детства ее судьба была определена: в доме была богатая биологическая библиотека, вокруг отца вечно крутилось множество охотничьих собак. Да и у самой Тани на подоконнике ее комнаты был целый "зоопарк": жучки, паучки и всяческие насекомые в ворохах мха, листьев и веток. Но не только отец привил ребенку тягу к живой природе -- Татьянин дядя, пройдя в свое время в войну Среднюю Азию и чудом выживший после тифа, в мирное время тоже решил работать "на природе", и охранял большой государственный заказник на Ангаре. Летом вместе с собственными детьми, он часто брал племянницу на Сосновый остров, о котором у Татьяны Николаевны остались незабываемые впечатления на всю жизнь.

Война перечеркнула не одну судьбу. Но Татьяна Николаевна рассказывает о том времени с горьким, но все-таки, юмором. Во время войны их, шестнадцатилетних девчонок, отправили в колхоз, что недалеко от Братска, на подсобные работы. На три летних месяца.

Жили в палатках, работали -- как все, с утра до вечера. В страду -- жали серпами, хотя до этого серп видели только на картинках. Татьяна Николаевна вспоминает, как однажды за день сжала девять соток. Пока не замерили -- не поверили, что девчонка может работать как опытная жница. Кроме того, ходили в лес, искали заблудившуюся скотину. "Ходили с ружьем, -- вспоминает Татьяна Николаевна, -- вокруг колхоза было много волков. Бывало, и стреляли. А однажды нам сказали вязать веники из березы на корм козам. Пришлось на дерево лезть, и не на одно".

После девятого класса их отправили на швейную фабрику -- строчить шинели. Татьяна одна из немногих умела работать на больших заводских швейных машинах. "В колхозе было лучше, -- смеется Татьяна Николаевна, -- там хотя бы кормили хорошо!". "В войну?" -- удивляюсь я. "В войну, -- утверждает она. -- Не всех же колхозов коснулась война. Хотя в других, тех, что рядом с нашим, были проблемы с продовольствием. Так вот получилось".

За время войны класс растерялся. Татьяна Николаевна знает лишь то, что всех мальчишек забрали на фронт. Лишь с двумя из них она встретилась случайно много лет спустя. После школы встал выбор: или на биофак ИГУ или в геологоразведочный. Биофак привлекал всем, кроме одного: боялась, что не будет интересных экспедиций, готовили-то учителей, а не исследователей. Но в последний момент решилась: на биологический. Хотя конкурс был достаточно жесткий, поступила легко. Декан тоже добродушием не отличался -- из 50 поступивших до диплома "дожили" всего 24. Но несмотря на "естественный отбор", хорошего в студенческой жизни было предостаточно. Взять те же экспедиции: незабываемые практики на Байкале, на Ангаре, на Саянах... Бывало всякое: и на катерах катались, и на станцию бегали с солдатами знакомиться и даже... блох на мышах ловили. Биолог -- он на то и биолог, что бы уметь совмещать приятное с полезным: и цветочками любоваться, и чучела набивать (простите за лирическое отступление).

После института Татьяна Николаевна два года проработала в школе. Но за это время она не превратилась в занудную "училку", рассказывающую о цветах с помощью пластмассовых муляжей. Зимой она водила ребят на лыжах через занесенную снегом Ангару. На другом берегу любовались тайгой, жгли костры и просто катались со снежных гор. Летом с ребятами отправлялись на Байкал, где порой проходили 25 километров за день. И никто не жаловался. В 1951 году Татьяна Николаевна решает вернуться к исследовательской работе, но уже не в родном институте, а в Иркутском сельскохозяйственном, где становится ассистентом кафедры зоологии. Через семь лет, защитив диссертацию на тему "Птицы Байкала и Прибайкалья и их хозяйственное значение", Татьяна Николаевна становится кандидатом биологических наук. Дальнейшему продвижению по служебной лестнице (а как вы сами понимаете, эта лестница гораздо круче в науке, чем где-либо еще), мог бы позавидовать самый заядлый карьерист. Проработав пять лет старшим научным сотрудником в Алма-Ате, Татьяна Николаевна в сорок четыре года становится доктором наук.

В 1975 году она приезжает в Кузбасс. И вполне естественно, что созданием первого зоологического музея в Кемеровской области занялась именно она. В 1978 году во все концы страны полетели письма с просьбой помочь молодому музею. Лед тронулся. Первоначальных, "дареных" (но отнюдь не коней, а скорее лосей, одного лося) дополнили собственными "трофеями", которые привезли из экспедиции по Дальнему Востоку. Музей разрастался, начались экспозиции, выставки. "Детище" встало на ноги и начало делать первые шаги. Было это в середине восьмидесятых. Тогда же и пришла Татьяне Николаевне в голову очередная идея: а почему бы не создать Красную книгу Кузбасса? Сказано -- сделано. Конечно, не так быстро, как кажется. Это просто тире короткое, а времени прошло достаточно. Я держала в руках авторский экземпляр этой книги: яркая обложка, мелованная бумага, замечательные иллюстрации. "Красными кружочками на карте Кузбасса показаны ареалы обитания животного на сегодняшний день, -- объясняет мне Татьяна Николаевна, -- а пустыми -- те места, где он обитал раньше". И, как это ни печально, пустых кружочков на карте значительно больше.

Здесь перечислены далеко не все заслуги Татьяны Николаевны Гагиной. Чтобы написать обо всех, следует засесть, по крайней мере, за книгу. Скажем только, что у Татьяны Николаевны 4 ноября был юбилей, настоящий юбилей, с высоты которого можно оглянуться на все сделанное и понять, что главное -- не бесплодно мечтать, а осуществлять свои мечты каждый день, каждую минуту.


От редакции: Поздравляем Татьяну Николаевну с награждением ее медалью "За особый вклад в развитие Кузбасса" 3 степени.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+123+1