МАТЕМАТИКА В РАССЕЯНЬИ
Профессор Леонид Бокуть, заведующий лабораторией Института
математики Сибирского отделения РАН, украсил свой рабочий кабинет
фотографиями дорогих ему людей -- "иных уж нет, а те далече". На
видном месте портрет учителя -- выдающегося советского
алгебраиста Анатолия Ширшова, напротив любимый ученик -- лауреат
самой престижной у математиков Филдсовской премии, профессор
Йельского университета Ефим Зельманов. В данный момент почти все
сотрудники лаборатории преподают за рубежом по временным
контрактам -- только у Зельманова в Йеле так называемая
"постоянная позиция", которой удостаиваются немногие незаменимые
специалисты. Бокуть не считает своих учеников потерянными для
российской науки -- они интенсивно общаются с помощью Интернета,
присылают в Новосибирск свои научные отчеты, встречаются на
конференциях. В Академгородке, к сожалению, собираются редко, но
когда это случается, работается особенно плодотворно.
-- Нынче летом мы не пошли в отпуск, потому что приезжал Слава
Харченко из Мексики и организовал здесь отличный семинар, -- с
явным удовольствием вспоминает Бокуть.
Самые активные участники институтских семинаров -- аспиранты и
студенты Новосибирского государственного университета, готовящего
научную смену. Как и многие другие ученые Академгородка,
профессор Бокуть читает им лекции и ведет занятия, не получая за
это никакой оплаты.
-- Зато получаю глубокое удовлетворение! -- усмехается Леонид
Аркадьевич в ответ на мое недоумение. -- Университет наш до
крайности беден, но он взращивает такие светлые головы, каких
больше нигде не сыщешь.
Профессору Бокутю есть с чем сравнивать. Он тоже периодически
выезжает "на заработки" за границу, читает лекции в университетах
по всему миру.
-- Российская математическая школа высоко котируется повсюду, --
утверждает Бокуть. -- Наших аспирантов с удовольствием берут в
тот же сверхпрестижный Йель. Правда, несколько лет назад в
математическую аспирантуру этого университета было решено принять
одних только уроженцев США, но этот эксперимент закончился
печально: практически всю группу пришлось отчислить после первого
курса за неуспеваемость. Сейчас в Йеле учится разноплеменная
команда, и я горжусь, что там есть и мои бывшие студенты.
-- А вам не приходилось слышать упреки, что вы способствуете
"утечке умов" из России?
-- Тем способствую, что из талантливых студентов готовлю
конкурентоспособных молодых ученых? Эти люди должны заниматься
наукой. Я не виноват, что их высоко ценят где угодно, но только
не в России. Ефима Зельманова, добрейшего парня, живущего только
математикой, в советские годы с непонятной настойчивостью травили
-- провалили его блестящую кандидатскую диссертацию, не дали
преподавать в университете. Здесь он был "чужеродным элементом",
а вот за океаном президент Американского математического общества
профессор Джекобсон назвал его результаты "Русской революцией в
Йордановых алгебрах". Филдсовскую премию Ефим получил за решение
знаменитой проблемы Бернсайда, и мы можем гордиться, что эта
работа была сделана им еще в России.
Теперь недостойные научной среды разборки в основном поутихли, по
крайней мере у нас в Сибири. Стало ясно, что мировая математика
отторгает людей с пещерными взглядами, а изолированно
существовать в современной науке совершенно невозможно. У
нынешних российских талантов другие обиды -- нельзя заработать
крышу над головой, не на что содержать семью. В принципе, это
проблема не нашей бедности, а национальных приоритетов. Мексика
или Бразилия никак не богаче России, но они находят средства,
чтобы развивать науку и образование, в том числе с помощью моих
учеников.
-- Сами вы, однако, окончательно за рубеж не перебираетесь...
-- И не собираюсь, по многим причинам. Нет ничего странного в
том, что немолодой человек предпочитает жить дома, а не в гостях.
Здесь заработан определенный авторитет и социальный статус, ниже
которого опускаться не хочется. За границей придется заново
доказывать, чего ты стоишь. Лекционную нагрузку в 10 часов в
неделю мне уже, наверное, не потянуть, и уж точно никогда не
привыкну хранить в сейфе "двоечные" контрольные работы, на
случай, если студенту вздумается подать на меня в суд за
несправедливую оценку. У нас приняты более душевные отношения с
молодежью... Да и на кого я здешних своих учеников покину? Среди
них есть замечательные ребята, например студент Павел Колесников,
который сумел окончательно разобраться в проблеме, которую в свое
время поставил я, а решал известнейший математик Леонид
Макар-Лиманов. ...Пока в российской математике остаются хотя бы
"старые да малые", можно говорить, что она по-прежнему
существует.
Я скажу большее -- работать в России лично мне сейчас интереснее,
чем за границей. Проблема мировой науки -- чрезвычайно узкая
специализация, а в нашем Институте математики за последние годы
сложилась традиция проведения междисциплинарных конференций.
Кстати, иностранные участники проявляют к ним большой интерес.
Новое и, по-моему, чрезвычайно перспективное начинание --
регулярные конгрессы по индустриальной и прикладной математике,
которые собирают не только академических ученых, но и
представителей вузов и производства. Видимо, мы правильно угадали
необходимость такого общения, потому что число участников бурно
растет -- на последний конгресс летом этого года было подано 1600
докладов!
-- Смотрите -- решит еще кто-нибудь, что за такую интересную
жизнь не то что зарплату, а с вас еще нужно деньги брать за вход
в институт...
-- Ну, зарплатой-то нас последнее время не балуют. Сейчас уже и
академики скатились за черту бедности. Хорошо хоть благополучные
"иностранцы" не забывают -- тот же Зельманов за год рассылает,
наверное, сотни рекомендаций для российских математиков,
претендующих на контракты, гранты или стипендии.
Вообще, идеальный вариант научной работы в России, как мне сейчас
представляется, это участие в крупном международном проекте без
обязательного условия отъезда за рубеж. Так, к примеру, работает
группа математиков из Омска под руководством профессора
В.Н.Ремесленникова. Его ученик Алексей Мясников недавно завоевал
постоянную позицию в Городском университете Нью-Йорка, и с тех
пор между российским и американским коллективами началось
интенсивное сотрудничество в области компьютерной алгебры.
...Ситуация, обрисованная в разговоре с профессором Бокутем,
характерна не только для математики. В большинстве институтов
Академгородка картина наблюдается одна и та же: научные школы
сохраняются благодаря усилиям лидеров, работающих, в основном, в
России. Среднее поколение ведет своеобразный челночный образ
жизни, находясь на той или иной стадии "утечки умов". Подрастает
способная молодежь, благо конкурс в Новосибирском университете
год от года растет. Основная проблема -- в преемственности
поколений. Через некоторое время окажется, что на смену пожилым
ученым нужно приглашать их учеников из-за рубежа. Они, быть может
и вернутся, но уже совсем за другую цену, чем стоило бы их
элементарное жизнеустройство в отечестве до вынужденного отъезда
за границу.
И.САМАХОВА.
стр.
|