Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2451) 16 апреля 2004 г.

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ — ВТОРАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

— это широко известное изречение в наши дни приписывается народному творчеству. На самом деле так называлось выступление академика Андрея Петровича Ершова на 3-й Всемирной конференции ИФИП (Международной федерации по обработке информации) и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении, которая в июле 1981 г. прошла в Лозанне (Швейцария).

Иллюстрация

В преддверии дня рождения выдающегося ученого (19 апреля Андрею Петровичу Ершову исполнилось бы 73 года) на сайте Института систем информатики СО РАН http://ershov.iis.nsk.su помещен текст этой широко известной работы с иллюстрациями художника Михаила Златковского. Выступление А. Ершова в свое время получило широкий резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках, но ни разу не был опубликован вместе с иллюстрациями.

Виртуальная публикация на сайте института представляется тем более уместной, что, как и многие другие работы Андрея Петровича, эта статья сохранила свою актуальность и поныне. Академик А. Ершов рассматривал программирование как «выражение органической способности человека». И если еще не все человечество погрузилось в написание программ, то «оно живет в мире программ и само постоянно программирует», а «продуктивность информационных моделей внешнего мира придает новый смысл библейскому изречению «Вначале было слово». Двадцать с лишним лет, прошедших со дня написания работы, со всей очевидностью подтвердили справедливость ее основных тезисов.

В архиве академика Ершова сохранились и письма, и иллюстрации, и многие другие материалы, что и дало возможность проследить историю создания этой знаменитой статьи.

27 октября 1980 А.П. Ершов получил письмо за подписью Президента ИФИП Пьера Бобилье с приглашением выступить с заглавным докладом, открывающим пленарное заседание 3-й Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении: «Ваши взгляды на роль ЭВМ в обучении будут с признательностью восприняты аудиторией в более чем 1000 человек, которые приедут из 70 стран мира, как развитых, так и развивающихся».

Сейчас трудно восстановить, как родилась у А.Ершова идея столь афористично назвать свою речь, но он настаивал именно на этом названии, хотя Б. Леврат, председатель Программного комитета конференции, предлагал другое, гораздо более традиционное: «Основополагающая роль компьютеров в образовании». Из переписки Андрея Петровича видно, что он был единственным представителем СССР на форуме. Это вызвало недоумение организаторов, поскольку не приехали докладчики, чьи работы были приняты и стояли в программе. Отметим в скобках, что, к сожалению, подобная ситуация была достаточно типична для того времени. Работы советских ученых принимались на различные конференции, но авторы не приезжали как из-за финансовых обстоятельств, так и по политическим мотивам. Тем более ответственной представлялась Андрею Петровичу его миссия на этой конференции.

Во время подготовки к выступлению Ершов проводит некоторые изыскания и приходит к выводу, что иллюстративное оформление можно доверить художникам с опытом работы, например, в таком научно-популярном издании, как «Химия и жизнь». Он посылает свой текст главному художнику журнала В. Любарову, который посредничал Ершову в поисках иллюстратора. В сопроводительном письме Ершов так обрисовал проблему: «Аудитория будет довольно пестрая и не очень известная. Академическая элита, характерная для конференций по естественным наукам, будет в явном меньшинстве. Большая часть аудитории будет внушаемой, и доклад поэтому подготовлен в стиле наступательной проповеди. … Доклад должен быть заведомо респектабельный, без балаганства, но достаточно острый. Однако очень хотелось бы, чтобы риторика текста была бы скомпенсирована живостью иллюстративного материала, …не говоря уже о двух-трех порциях юмора для разрядки аудитории».

Иллюстрация Иллюстрация
Машина будущего — это не только и не столько гигантский электронный мозг, … а, прежде всего, крошечный срез кристалла кремния в миниатюрной рамке, опутанной паутиной тончайших проводов… Микропроцессор, сопряженный с промышленным изделием — потребительским товаром или средством производства, — придает ему совершенно новые качества и сильно влияет на характер взаимодействия человека с изделием

Работа над иллюстрациями была поручена художественному редактору журнала «Химия и жизнь» М. Златковскому. Он подготовил 32 цветных графических листа, которые в острой, ироничной, подчас парадоксальной форме иллюстрировали основные тезисы докладчика. Несомненно, стиль «умной графики», как впоследствии художник назвал свою манеру работы, существенно дополнял выступление академика Ершова и способствовал ее широкой международной известности.

Иллюстрация Иллюстрация
Каждый человек, придерживающийся режима, с гордостью почувствует себя программистом, если вспомнит свои заполненные до предела утренние процедуры, начиная от звонка будильника и кончая началом работы Итак, мы хотим учить детей законам программирования. Еще не зная их, мы понимаем, что они неизбежно будут выражены в сумме некоторых достаточно специфических приемов. Нам еще предстоит разбираться, в какой мере они посильны детям, но общие наблюдения таковы, что интеллектуальный и операционный потенциал детей далеко не исчерпан

В настоящее время М. Златковский, заслуженный художник России, работает главным художником ежедневной газеты «Новые Известия». Он вице-президент Европейского союза карикатуристов (FECO), Президент Союза карикатуристов России, лауреат множества международных премий. М. Златковский — обладатель высшей профессиональной премии Союза журналистов России «Золотое перо» и звания «Лучший художник в средствах массовой информации России». Он выразил свою готовность еще раз поучаствовать в совместной работе, теперь уже виртуально.

Н. Черемных, И. Крайнева
Институт систем информатики
им. А. П. Ершова СО РАН

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+288+1