«ТАЙФУН» РОЖДАЕТСЯ НА МАТЕРИКЕ
В. Опарин, чл.-корр. РАН, директор ИГД,
А. Маттис, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ,
Л. Зворыгин, к.т.н.
Вероятно, те, кто следил за недавними событиями на
побережье Мексиканского залива, связанными с возникновением
тайфунов «Катрина» и «Рита» и их последствиями, не поверят в
высказанный постулат. А напрасно. Постараемся на конкретном
примере показать, что тайфуны могут возникать не только в морской
стихии, но и на материке. Правда, в отличие от
природных смерчей, их сила направлена на созидание, а не на разрушение.
В настоящей статье речь пойдет об отечественных «Тайфунах», место
рождения которых Институт горного дела Сибирского отделения
РАН. Но поскольку у каждого «Тайфуна» есть имя, то в конкретном
случае им может быть «Смоляницкий». Его создатель получил в
сентябре 2005 года высокую правительственную награду орден
Дружбы.
|
|
Борис Николаевич Смоляницкий новосибирец. Учился он всегда
отлично. С золотой медалью окончил среднюю школу, с «красным»
дипломом Новосибирский институт инженеров железнодорожного
транспорта. В 1971 году в своей «alma mater» он получает
специальность инженера-механика по строительным и дорожным
машинам. При защите дипломной работы Государственная
экзаменационная комиссия рекомендовала ему продолжить дальнейшую
учебу в аспирантуре. Председателем ГЭК был Александр Дмитриевич
Костылев.
В жизни, равно как и в науке, личность развивается по
определенному сценарию. Огромную роль здесь играют учителя,
создавая базис, давая возможность «догнать и перегнать», то есть
пойти дальше. Научная карьера Б. Смоляницкого не исключение.
Учителем его, в самом широком смысле этого слова, стал Александр
Дмитриевич Костылев, которого научной общественности представлять
едва ли нужно. Но напомним: доктор технических наук, профессор,
заслуженный изобретатель РСФСР и СССР (один из семи!). Выдающийся
ученый-машиновед, сподвижник и последователь организаторов
сибирской школы машиноведения профессоров Г. Родионова и
Б. Суднишникова.
Аспирантура для Б. Смоляницкого завершилась в 1975 году защитой
кандидатской диссертации «Исследование и создание пневматических
машин ударного действия для забивания шпунтов». Уже тогда Борис
Николаевич был автором 4-х статей и 8-ми изобретений. На базе
этих результатов был создан новый класс машин ПУМ (пневматические
ударные машины), не имеющих аналогов в мировой практике.
«Изюминка» этих машин сквозной осевой канал. Многочисленные
объемные исследования позволили Борису Николаевичу (в
соавторстве) создать целую гамму подобных машин: ПУМ-1, ПУМ-2,
ПУМ-3, ПУМ-3М, ПУМ-35, ПУМ-65, ПУМ-92, которые обеспечивали
погружение в грунт всевозможных строительных конструкций:
арматурных стержней, микросвай, металлических профилей,
электродов. Выпускал такие машины малыми сериями Дмитровский
электромеханический завод для отечественной индустрии и по
заказу, например, немецкой фирмы «Эссиг» (1986 г.). Машины ПУМ
успешно применялись и ныне применяются на различных строительных
объектах в нашей стране и за рубежом.
В развитие технологии применения пневмоударных машин ПУМ была
начата под руководством Бориса Николаевича разработка нового
способа бурения геологоразведочных скважин. В отличие от
традиционного способа бурения, когда керновый материал
поднимается на поверхность с бурильным ставом, новая технология
позволяет непрерывно выдавать керношламовый материал. Достигается
это за счет особенностей конструкции. Погружной пневмоударник
имеет осевой канал, соединенный с бурильной колонной, состоящей
из двух труб наружной и внутренней. Между трубами подается
сжатый воздух к пневмоударнику, а по осевому каналу и внутренней
трубе выдается керношламовый материал.
Масштабные исследования по пневмоударным машинам с осевым каналом
и технологии их применения нашли отражение в докторской
диссертации Б. Смоляницкого «Создание кольцевых пневмоударных
машин для забивания в грунт стержней и бурения геологоразведочных
скважин». Ставший в 39 лет доктором наук, Борис Николаевич был
избран заведующим лабораторией механизации горных работ.
Согласитесь, траектория его научного взлета достаточна крута, но
подобный взлет не вскружил голову молодому ученому он твердо
стоит на земле и на службе горной науке решает сугубо земные
задачи.
Сформировавшийся ученый, обладающий большой творческой
активностью, Б. Смоляницкий специалист в области строительного
и горного машиноведения, целеустремленно работающий над крупными
проблемами, умеющий ставить научные задачи и сплачивать коллектив
для их решения. Как руководитель лаборатории Борис Николаевич в
сложных условиях современной действительности решает множество
тактических задач, не забывая при этом о стратегии, о развитии
института. Об этом свидетельствуют научные и практические
результаты, подтвержденные контрактами и договорами с
отечественными и зарубежными фирмами. Активный поиск новых форм
привлечения инвестиций в научные исследования создали основу для
организации в институте отдела инноваций, способствующего
продвижению пионерных разработок ученых в экономику страны.
Б. Смоляницкий был одним из инициаторов учреждения институтом
научно-производственной фирмы «Геотехника», ответственным
исполнителем координационной программы «Строительство».
Разработанные им самостоятельно и в соавторстве принципиально
новые схемы и конструкции машин отличаются глубиной проработки и
нестандартностью решений, что подтверждено более чем 110-ю авторскими
свидетельствами на изобретения и 50-ю зарубежными патентами.
В течение последних лет произошел качественный прорыв в
строительной технике. Коллектив лаборатории под руководством и
при непосредственном участии Б. Смоляницкого создает машины и
механизмы, не имеющие аналогов. Эти машины созданы на основе исследования
термодинамических процессов и динамики беззолотниковых
пневмоударных машин при ограничениях на количество подводимой
энергии, изучения направленного перемещения ударных и
вибрационных систем, расчета параметров процесса управляемого
изменения траектории движения пневмопробойника в грунте.
Но вернемся к «Тайфунам».
В 2003 году по результатам выполненных научно-исследовательских и
проектно-конструкторских работ была изготовлена, испытана в
стендовых условиях и поставлена UAB Pozemines Jungtis (Вильнюс,
Литва) пневмоударнная машина пневмомолот для забивания в
грунт стальных труб при бестраншейной прокладке подземных
коммуникаций «Тайфун-1000». Ни одна из известных в мире
пневмоударных машин с массой ударной части 1000 кг не может при
расходе воздуха 12 кубометров в минуту выполнить работу по
бестраншейной прокладке трубопровода диаметром 630 мм на длину
65 м без промежуточных очисток трубы от грунтового керна.
А «Тайфун-1000» делает это без особых усилий.
В том же году, в соответствии с программой сотрудничества служб
Западно-Сибирской железной дороги и СО РАН, была разработана,
изготовлена и испытана пневмоударная машина «Тайфун-130».
Результаты также были весьма успешными. В 2004 году был испытан
пневмомолот «Тайфун-70». При одинаковом внешнем диаметре и
меньшей длине он имеет на 30 % большую энергию удара и в два раза
меньший расход воздуха, по сравнению с аналогом пневмоударной
машиной СО-134. Высокие энергетические показатели, удобство и
надежность в работе обеспечили быстрорастущий спрос на новый
пневмомолот у потребителей.
Машины «Тайфун» являются пневмомолотами нового поколения. Поэтому
заслуженно в 2000 году они получили Золотую медаль на
Международном Салоне промышленной собственности «Архимед-2000» в
Москве. Пневмоударные молоты «Тайфун» отмечены также Золотой
медалью на Международной выставке интеллектуальной и промышленной
собственности IMPEX XVI в г. Питсбурге (США). Новые молоты
поставляются и успешно работают в десятках городов России и за
рубежом.
Успехи лаборатории механизации горных работ и ее руководителя
Б. Смоляницкого, отмеченные к празднованию 60-летнего юбилея
института, закономерны. Там, где коллектив работает как единое
целое, там, где за дело берутся единомышленники результат не
заставит себя долго ждать. Надо сказать, что Борис Николаевич
представляет тот тип руководителя, вокруг которого собираются
преданные идее сотрудники, в том числе его многочисленные
ученики.
Окончив обучение в вузе в 1971 году, он уже через семь лет
возвращается туда в новом качестве и продолжает славные традиции
своего учителя. Заведуя кафедрой «Строительные и дорожные машины»
в СГУПСе с 1999 г., Борис Николаевич пользуется заслуженным
уважением коллег-преподавателей и неизменной любовью студентов.
Более 80 человек выпустил в жизнь профессор, действительный
член Академии горных наук Смоляницкий, и более 30 из них пришли
работать в Институт горного дела. Видимо, поэтому возглавляемое им
с 2003 года научное направление «Горное и строительное
машиноведение» уверенно развивается: разработки наших ученых
известны широкому кругу отечественных и зарубежных специалистов.
Не все было бы сказано о Борисе Николаевиче, если не обратить
внимание на вненаучную сторону его жизни. Со школьных лет,
особенно в студенчестве, он активно занимался спортом, был одним
из лучших спринтеров города Новосибирска. Сейчас его увлечением
стал автотуризм. Загруженный и в ИГД, и в СГУПСе на «полную
катушку», он находит время пообщаться на природе с друзьями,
прокатиться на водных лыжах. Здесь его первые и самые преданные
союзники жена, дети и обожаемые внуки. Все эти счастливые
моменты хранит семейная фотолетопись. Она также расскажет вам о
прекрасно обустроенном садовом участке семьи Смоляницких, который
процветает в дачном кооперативе «Наука». Горняк и в свободное
время тянется к земле!
стр. 7
|