Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2813-2814) 21 июля 2011 г.

СОВРЕМЕННЫЙ ЛЕКТОРИЙ:
ОТ ТРАДИЦИИ К НОВИЗНЕ

В современном мире, в эпоху непрерывного и поистине беспрецедентного научно-технического прогресса с каждым днем растёт ценность поиска новых возможностей для развития информационного общества. Именно поэтому жителям планеты сегодня, как никогда, важно знать об исследованиях и достижениях учёных.

Т.А. Мелентьева, В.Г. Иванов,
сектор массовой работы ГПНТБ СО РАН

Согласно определению, данному в словаре «Политология» под редакцией В. Н. Коновалова, информационное общество — термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации. Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве и становятся главными продуктами производства. В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно вошли в лексикон специалистов в области информации, политических деятелей, экономистов, преподавателей и учёных. В этой связи важным аспектом развития информационного общества остается популяризация знания.

Популяризация науки — это процесс распространения научных знаний среди широкого круга людей на современном и доступном языке, что не отменяет необходимости в обладании навыками восприятия, характерными для подготовленного читателя или слушателя. Наука сегодня — это неотъемлемая часть национального достояния любой страны, потому её популяризация является важнейшим механизмом развития.

Во второй половине XX в. горизонты науки неуклонно расширялись. При этом немаловажную роль в её популяризации сыграли появление и широкое распространение современных средств массовой информации — кинематографа, радиовещания, телевидения, Интернета. В свою очередь огромные успехи самой науки обусловили этот процесс.

Однако не стоит забывать и об одном из традиционных средств пропаганды науки — научно-популярной лекции. Две её важные особенности — способность передачи информации в реальном времени напрямую и интерактивность. Как отмечает А. Костинский, редактор передач «Образование» цикла «Наука и технологии» радио «Свобода», лекция — это далеко не единственный формат живого общения учёных и широкой публики. В какой-то мере этот формат следует признать невыигрышным для массовой популяризации. Сегодня необходимо создавать новые форматы, ими могут стать научно-популярные драматические праздники, спектакли, научное кафе, дискуссии на злободневные темы (в рамках которых можно задать прямой вопрос и получить прямой ответ).

И, тем не менее, лекция ещё долго будет оставаться исключительно устойчивым форматом. Это объясняется её распространенностью, привычностью и простотой. Сегодня публичные лекции с участием приглашенных специалистов — не редкость. Как правило, они вызывают большой интерес аудитории. Речь идет не только о тех, кто приходит послушать известных учёных «вживую», но и о пользователях компьютера. Размещение материалов в сети Интернет с помощью современных средств тиражирования позволяет пользователям просматривать видео, а журналистам и всем желающим — читать стенограммы выступлений во «всемирной сети». Это облегчает путь к публикации в прессе, и это привлекает дополнительное внимание к самому источнику знания. Пример публичных лекций представлен, например, на страницах интернет-ресурса Полит.ру.

В 2011 году в ГПНТБ СО РАН после долгого перерыва возобновил свою работу лекторий. При поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики НСО, Новосибирской региональной общественной организации общества «Знание» сотрудники библиотеки подготовили план лекций, оформили афишу и разослали её всем заинтересованным организациям: институтам СО РАН, вузам, отделам образования районов, колледжам, лицеям, школам.

За прошедшие полгода состоялось шесть лекций разной тематики: это и история, и политология, и биология, и медицина. К каждому выступлению была отпечатана в типографии красочная афиша, разосланы приглашения профильным организациям и всем желающим, подготовлена и представлена выставка литературы соответствующей тематики. В среднем число слушателей на каждой лекции достигало до ста человек. И подчас выставки литературы поражали докладчиков своей полнотой охвата.

В числе лекторов, выступавших в этом году в стенах библиотеки, такие выдающиеся учёные как Олег Леонидович Серов, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии (ИЦиГ СО РАН), Юрий Сергеевич Пивоваров, академик, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Юрий Васильевич Чугуй, доктор технических наук, профессор, директор КТИ НП СО РАН и другие исследователи.

ГПНТБ активно взаимодействует с пресс-службой Сибирского отделения РАН. Помимо размещения информации на своем сайте, библиотека достигла договоренности об анонсировании событий лектория на электронном ресурсе пресс-службы СО РАН. Там же появились пресс-релизы и стенограммы ряда лекций, прошедших в библиотеке. Координация действий способствовала привлечению внимания журналистов, освещавших интересные доклады.

Не следует забывать и о мощнейших ресурсах «всемирной паутины». Сегодня современные технологии позволяют практически любому человеку передавать информацию в любом формате — аудио, видео и текстовом. В июне 2011 года ГПНТБ СО РАН создала свой собственный канал на сервисе YouTube, и теперь лекторий библиотеки становится доступным пользователям сети Интернет.

Таким образом, современная лекция становится синтезом традиционного и новейшего электронного способов представления информации. Библиотека всерьёз заинтересована в том, чтобы идти в ногу со временем и предлагать своему читателю всё то новое, что появляется на рынке библиотечных продуктов и услуг.

стр. 15

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+599+1