«Наука в Сибири»
№ 11 (2646)
13 марта 2008 г.

ОБЩЕСТВО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ —
УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Всем известно, что В. А. Коптюг — великий гражданин и мудрый руководитель — был яростным проповедником идеологии общества устойчивого развития. При всей внешней неэмоциональности Валентин Афанасьевич был очень увлекающимся человеком. Он самозабвенно мог увлечься самыми разными идеями, практически всегда пытался дойти в проблеме до самой глубины и стать профессионалом в абсолютно новом для него деле.

Академик В.Е. Накоряков

Иллюстрация

Мне посчастливилось работать рядом с ним в течение пяти лет в должности заместителя председателя СО РАН, и я вместе с В. Юрченко был участником реализации многочисленных проектов: непрерывной разливки металла, нового типа ускорителей, доводки аппаратов для подземной разведки воды и т.д.

Также его увлекла идея общества устойчивого развития как общества ограничения потребностей богатых стран, общества союза человека и природы, общества равномерного социального развития всех народов мира. Однако на фоне вызовов нового времени: волны терроризма, войны в Чечне, событий в Ираке, быстрых положительных изменений в России, требующих мобилизации усилий, интерес к этой утопической, с первого взгляда, идее слегка угас.

Однако к тем вызовам, которые я перечислил, в настоящее время присоединился вызов планеты Земля — природа взбунтовалась. В пустыне падает снег, снег засыпает Италию, США, циклоны и антициклоны появляются в непредсказуемые времена года. Покрыты снегом республики Средней Азии, независимый Таджикистан полностью поставлен на колени снежными лавинами. То, что казалось случайным, становится закономерным. Соединенные Штаты Америки и страны ЕС провели глобальный мониторинг по измерению параметров воды Тихого, Атлантического и Индийского океанов и суши. В атмосфере и океане измерялись температура, концентрация углекислого газа, концентрация солей, толщины парникового и озонового слоев и т.п. Несколько групп самых квалифицированных экспертов пришли к выводу, что основную угрозу представляет парниковый эффект. Происходит повышение температуры всех трех океанов, растет концентрация углекислого газа, сложившаяся за тысячи лет система крупных вихревых образований — циклонов и антициклонов — изменяется. Если даже некоторые преувеличения роли человеческого сообщества в стихийных бедствиях имеются, то человечество не имеет права на риск самоуничтожения.

Программа борьбы с СО2 в США — «Мир без СО2», предполагает вложения триллиона долларов в течение 10-15 лет, а Объединенная Европа предполагает вложения 0,5 % ВВП в аналогичный проект. На недавнем заседании Совета Безопасности о необходимости участия России в мероприятиях по сохранению природы убедительно говорил Президент России. Реализация гигантских мероприятий по полезному использованию так называемого «захваченного СО2», внедрение новых экологически безопасных технологий, использование водорода и возобновляемых энергоисточников, разработка менее энергоемких производств породила концепцию посткапиталистического общества в форме «общества знаний», в котором природа, ресурсы Земли являются не предметом эксплуатации, а в какой-то мере партнерами. Эта идея оформлена в виде четко сформулированной концепции, носящей общее название — натуральный капитализм («natural capitalism»). Могу сослаться на монографию «Natural capitalism», неоднократно переиздаваемую в Европе и Соединенных Штатах.

По существу эта идея очень близка к идее общества устойчивого развития. В свое время я довольно скептически относился к увлечению В. А. Коптюга идеей ограничения потребления и сокращения амбиций развитых стран в создании всё новых и новых технологий, новых технологических устройств, средств транспорта и т.д. Противоречий здесь действительно безумно много. Например, «Правила дорожного движения» регламентируют скорость не более 90 км/час, а производятся автомобили со сверхмощными двигателями на скорость 260 км/час. В Россию привозят баранину из Австралии, а новосибирские животноводы не могут реализовать свою продукцию.

Я утверждал, что самоограничение невозможно и пытался подтвердить это примерами из современности.

В США на территории штата Пенсильвания есть множество колоний так называемых анабаптистов, переселившихся туда в 1780-х годах из Европы, где они обособленно существовали в Швейцарии, южной Германии. Это квакеры, меннониты, мармоны, амиши и др. Все эти общины реализуют идеи, близкие к коммунистическим — идеи равенства и братства всех людей. Они существуют на основах самоуправления, и каждая из них имеет по-существу свою религию. Я несколько раз посещал стотысячную колонию амишей в графстве Ричмонд. Не говоря об общей идейной основе существования этих общин, скажу только то, что их идеология близка к идеологии общества устойчивого развития. Единственную возможность использования природы они закладывают в жизнь за счет сельского хозяйства, которое они ведут при минимальном использовании каких-либо технических средств. Основным орудием труда у них являются человеческие руки и рабочие животные: лошади, быки, волы и мулы. Они же являются основными транспортными средствами. Амиши занимаются только сельским хозяйством, их дети обучаются до уровня начальной школы и начинают работать с шести лет. Самое интересное, что и старики, и дети, и мужчины, и женщины выглядят исключительно счастливыми. Их фермы — дворцы по сравнению с сельскохозяйственными угодьями Новосибирской области, их продукция экологически абсолютно чистая и пользуется громадным спросом, продается по сверхвысоким ценам. Мало у кого из них есть телевизор, но они много общаются, разговаривают, играют в разные игры — с мячом, типа городка, лапты. Ставят спектакли с массовым участием всех жителей общины. Поначалу я думал, что это скорее напоминает некий зоопарк, который любят посещать многие жители США. Наивность этих людей бывает удивительной. Один из стариков спрашивает: «Бывали ли вы в Берлине?». Ответ: «Да, бывал». — «Вы должны были там встретить тетю Эльзу, она уехала туда двенадцать лет назад».

Иллюстрация Иллюстрация

Они абсолютно не подозревают, где находится Сибирь. Когда они выяснили, что в Сибири растет пшеница, картошка, свекла — единодушно закивали головами и сказали, что там жить можно. Я не сомневаюсь в том, что их жизнь будет непонятна для многих моих друзей. Однажды я рассказал про это в семье одного известного академика и показал фотографию. Его супруга совершенно серьезно заявила, что она с удовольствием жила бы в такой общине, тогда бы ее муж всегда был с ней и выглядел таким же жизнерадостным, как этот старик-амиш на фотографии, которую я ей показал. Не откажусь от искушения опубликовать эту фотографию в газете. Здесь же приведены фотографии детей и фермы.

Иллюстрация

Конечно, общество амишей — это не альтернатива современникам, хотя есть книги, которые так и называются. Однако некоторое разумное самоограничение, разумный отказ от излишеств в настоящее время вызван необходимостью выживания человечества в связи с угрозой потепления. Человечество пришло к необходимости реализации форм управления с большой ролью государства, т.к. внедрение новых технологий, вложение гигантских средств в сохранение природы возможно только в странах с сильной плановой экономикой.

Приходится только восхищаться дальновидности недавнего председателя Сибирского отделения, и надеюсь, что будущий председатель СО РАН поймет, что он должен быть, прежде всего, гражданином и стремиться к тем высоким меркам руководителя, которыми отличался В. А. Коптюг.

стр. 6