«Наука в Сибири»
№ 25 (2760)
24 июня 2010 г.

НАШИ В ИСПАНИИ

Гранада (Гренада) — с этим географическим названием связаны у большинства романтические ассоциации. Старшее поколение вспоминает хлопца, который «пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». В последние годы Гранада вошла в нашу жизнь вместе с итальянскими тенорами. Многие знают о чудесах Альгамбры — из новелл Вашингтона Ирвинга, из телевизионных передач, путеводителей, рассказов, а то и из личного туристического опыта. Гранада — одна из наиболее привлекательных туристических целей.

Для тех же, кто работает с твердыми веществами, — химиков, физиков, биологов, геологов, материаловедов, фармацевтов — Гранада стала в последние годы местом притяжения ещё по одной причине: именно здесь работает профессор Хуан Мануэль Гарсия Руйз, эксперт в области роста кристаллов, человек энциклопедических знаний и страстный энтузиаст своего дела. Вот уже несколько лет по его инициативе на базе лаборатории кристаллографии университета Гранады в последнюю неделю мая проходит международная школа по росту кристаллов, собирающая магистрантов, аспирантов, молодых ученых со всего мира, приезжающих прослушать лекции ведущих специалистов и принять участие в практических занятиях. В этом году в школе впервые участвовали представители России. Группа из НОЦ-008 «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» из Новосибирска (г.н.с. ИХТТМ СО РАН и зав. кафедрой химии твёрдого тела НГУ, д.х.н., профессор Е. В. Болдырева, вед. инженер А. Ф. Ачкасов, аспирант ФЕН НГУ и ассистент кафедры ХТТ В. С. Миньков, студенты ФЕНа Б. А. Захаров, Е. А. Лосев, И. А. Туманов) была одной из наиболее многочисленных национальных делегаций и достойно представила Россию.

Иллюстрация
Российские участники школы на экскурсии.

Своими впечатлениями о поездке делятся Борис Захаров, Евгений Лосев и Иван Туманов.

— В этом году в школе в Гранаде приняли участие около сотни человек из разных уголков мира. Так как школа проходила в Испании, большинство участников приехали из европейских государств (Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Польша, Франция и др.), но, тем не менее, были делегаты из Южной Африки, Индии, США, Японии. Россия была представлена только нашей группой. Мероприятие было организовано следующим образом: в первые дни программа состояла из лекций, посвященных термодинамической и кинетической природе зародышеобразования и последующего роста кристалла, проблеме полиморфизма кристаллических структур, различным методам кристаллизации. Затем, после насыщенного лекционного курса были проведены практические занятия, направленные на знакомство с методами кристаллизации из гелей, растворов, расплавов. Были также и занимательные занятия по кристаллизации шоколада с последующей дегустацией и определением полиморфных модификаций какао масла. Под занавес школы на берегу Средиземного моря в Нерхе было проведено выездное заседание, где участники могли увидеть древние кристаллы гипса и кальцита в местной пещере и на пляже.

— Удалось ли узнать что-то новое, по сравнению с тем, чему вас учили в нашем университете?

— Конечно, ведь в этом и заключалась идея школы — чтобы участники обменивались накопленным опытом, сообщали о последних достижениях в различных областях химии твердого состояния и кристаллизации. Но, что самое важное, обо всем новом мы узнавали буквально «из первых рук». В значительной степени это же относится к практическим демонстрациям. К сожалению, количество занятий не позволяло посетить их все, пришлось выбирать наиболее интересные. Особенно запомнилась лекция о приготовлении агарозных гелей и их применении в кристаллизации биологических макромолекул. Разумеется, мы надеемся применить полученные в школе знания в своей будущей работе.

В то же время мы убедились в том, что в НГУ дают хорошее базовое образование. Мы без труда понимали лекции, хотя они читались на английском языке. Каждый из нас привез на школу стендовый доклад (это было обязательным условием участия в школе), и эти доклады были хорошо восприняты, вызвали большой интерес и активно обсуждались. Для нас была важна оценка, данная известными учеными, по книгам которых мы учились дома.

— Какие лекции и лекторы вам особенно запомнились? Понравилось ли вам, как была организована школа?

— Все лекции были очень интересными, познавательными, и, самое главное, нам удалось узнать очень много новой информации о теории роста кристаллов, методах их исследований и областях применения кристаллических веществ. Для нашей группы наиболее полезными оказались лекции и демонстрации, посвященные методикам кристаллизации. Во-первых, они помогли нам разрешить некоторые вопросы из этой области, которыми мы часто задавались еще задолго до поездки на школу, а, во-вторых, мы узнали несколько новых для нас методик кристаллизации сложных органических молекул, которые в дальнейшем, надеемся, будут отработаны и усовершенствованы на примере объектов, изучаемых в нашей лаборатории. Высокий научный уровень не помешал сделать лекции очень увлекательными, некоторые были настоящими спектаклями. Как самую необычную стоит отметить лекцию японского профессора Кио Сато из университета Хиросимы, специалиста в области кристаллизации липидов. Его увлекательный и темпераментный рассказ о производстве шоколада и связанных с шоколадом мифов и заблуждений наверняка запомнился многим слушателям. Оказывается, качество шоколада, который тает во рту, но не в руках, зависит от искусства получить и сохранить трудноуловимую метастабильную полиморфную модификацию V содержащихся в шоколаде липидов. А ещё, как сказал профессор Сато, шоколад нельзя жевать — его надо держать во рту, «чтобы ощутить эндоэффект при плавлении все той же полиморфной модификации V».

Школа была отлично организована. Всё расписание и сетку практикума выдали в день приезда. Проживание, питание, работа — в одном здании, рядом. Это чрезвычайно удобно. Причем не только устные доклады и стендовые выступления, но и практические занятия по типам, методам и приемам кристаллизации, выставка оборудования проводились здесь же, в смежных помещениях, для чего всё необходимое организаторы привезли на площадку из университета. Прекрасная культурная программа — вечерняя экскурсия по Альгамбре, вечер фламенко, экскурсия на побережье. Очень интересный фильм о росте гигантских монокристаллов гипса в некоторых пещерах Испании и Латинской Америки.

Несколько слов к рассказу студентов добавил А. Ф. Ачкасов:

— В своей деятельности я связан с наработкой больших количеств полиморфных модификаций, используемых для каких-либо практических приложений. Мне были очень интересны доклады технологов крупнейших фармацевтических компаний, таких как «Novartis». Они показывали, с какими проблемами приходится сталкиваться при переходе от лабораторной кристаллизации к массовой. Было интересно узнать, какое значение имеет контроль за размером и формой частиц препарата для технологии, как сильно влияют эти параметры на эффективность препарата. Очень познавательной была лекция по проблемам патентной защиты препаратов в связи с полиморфизмом.

В целом с нами поделились уникальным опытом, хотя доклады, которые мы привезли, также привлекли внимание ведущих специалистов и вызывали много вопросов по существу представленных работ.

На заключительный вопрос, как удалось организовать поездку в Испанию на Международную школу такой достаточно многочисленной группы, мы попросили ответить Е.В. Болдыреву:

—Этот вопрос можно было бы переадресовать аспиранту В. Минькову. Именно он подавал заявку на конкурс мини-грантов CRDF, нацеленных на поддержку интересных проектов и начинаний молодежи, работающей в научно-образовательных центрах, подобных нашему. Заявка на поездку группы молодежи на школу была поддержана CRDF, а деньги для двух взрослых участников удалось найти благодаря исследовательским грантам, которые есть у нашей кафедры в НГУ и у меня в ИХТТМ СО РАН.

Наш корр.

стр. 8