«Наука в Сибири»
№ 41 (2926)
17 октября 2013 г.

Президиум Сибирского отделения Российской академии наук, Объединённый учёный совет СО РАН по гуманитарным наукам глубоко скорбят в связи с кончиной выдающегося учёного, академика

Николая Николаевича
ПОКРОВСКОГО

и выражают глубокое соболезнование коллегам, родным и близким Николая Николаевича.

Наше научное сообщество понесло невосполнимую утрату. Ушёл из жизни крупнейший специалист в области археографических и источниковедческих исследований памятников российской истории, с именем которого связано «археографическое открытие Сибири». Благодаря подвижническому труду Николая Николаевича по организации археографических экспедиций удалось спасти для науки и культуры более двух тысяч старопечатных книг и рукописей XV–XX вв., сотни из которых являются уникальными, а некоторые — единственными в мире.

Николай Николаевич обладал особенным даром сочетать в своих исследованиях беспристрастность летописца и неравнодушный, пытливый ум первопроходца. Научный путь Николая Николаевича является примером высокого служения Истине. В своей демидовской лекции он сформулировал «элементарное требование к исследователю, публикатору: главные свои усилия, все свои профессиональные навыки и мастерство, буде оно имеется, направлять на создание выборки не тенденциозной, но объективной». С этим требованием Николай Николаевич создавал свою научную школу, оно обращено и ко всем нам.

Мы с чувством огромного уважения будем помнить Николая Николаевича — великого учёного, человека высокой культуры и нравственности.

Председатель Отделения
академик А.Л. Асеев

Председатель Объединённого учёного совета СО РАН
по гуманитарным наукам
академик А.П. Деревянко

Главный учёный секретарь Отделения
чл.-корр. РАН В.И. Бухтияров

Иллюстрация

13 октября 2013 г. ушел из жизни Николай Николаевич ПОКРОВСКИЙ, академик РАН, выдающийся учёный, сделавший немало открытий в области отечественной истории, источниковедения, археографии, автор более 300 статей, 23 монографий и монографических изданий источников. Широта научных интересов Н. Н. Покровского была поистине уникальна и простиралась от проблем феодальной истории и российского самодержавия XI–XVII вв. до отношений церкви и государства в XX веке. Все его труды основаны на прочном источниковедческом фундаменте, во многом созданном его собственными разысканиями, на виртуозном умении привлечь данные смежных дисциплин — этнографии, фольклора, филологии. История под его пером оживала, представала цепью человеческих судеб, вновь высвеченных закономерностей, обретала реальный, зримый колорит, наполнялась деталями и подробностями.

Н. Н. Покровский родился 20 июня 1930 г. в г.Ростове-на-Дону в семье учёного-историка. Выпускник Московского государственного университета, наследник и продолжатель лучших традиций знаменитой московской исторической школы, он стал создателем собственной научной школы, не раз поддержанной грантами Президента РФ. Среди его учеников — известные учёные, доктора наук, создатели целых научных направлений. Н. Н. Покровский приехал в новосибирский Академгородок в 1965 г. по совету своего учителя, академика М. Н. Тихомирова, и практически сразу развернул научные исследования по нескольким направлениям. Одно из важнейших было связано с поиском древних книг на просторах Сибири и Дальнего Востока и вылилось в то, что академик Д. С. Лихачев назвал «археографическим открытием Сибири». По словам того же учёного, сибирские археографы во главе с Н. Н. Покровским «открыли не только отдельных авторов и переписчиков рукописей, — они открыли целую сибирскую литературу, разрушили обывательское представление о крестьянах как о людях, не имеющих особых интеллектуальных интересов».

Вклад Н. Н. Покровского в становление и развитие отечественной археографии поистине неоценим. Среди первых уникальных находок Н. Н. Покровского — затерянный в алтайской глуши сборник XVI века с единственным полным списком материалов суда над Максимом Греком. Открытие позволило иначе взглянуть на роль выдающегося философа и богослова в идейной борьбе того времени, снять догматические и политические обвинения с учёного грека, в 1988 г. причисленного РПЦ к лику святых (результаты открытия изложены в книге: «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Подготовка к печати Н. Н. Покровского. М., 1971). Важнейшим итогом полевых экспедиционных работ, проводимых под руководством Н. Н. Покровского, помимо десятков и сотен древнерусских книжных раритетов XV–XVII вв., стало обнаружение неведомого прежде богатейшего мира народной духовной культуры русских крестьян-старообрядцев. Научное изучение старообрядчества сопровождалось созданием и непрестанным пополнением Собрания редких книг и рукописей Института истории СО РАН (ныне на учет поставлено около полутора тысяч единиц, среди которых — немало ценнейших памятников культуры).

Рассказы об экспедиционных и архивных открытиях, о судьбах людей, связанных с книжными находками, изложены в многочисленных статьях и монографиях, среди которых особой популярностью пользуется изданное трижды в Москве и Новосибирске «Путешествие за редкими книгами» (М.: 1984, 1988; Новосибирск: 2005). Итоги многолетних исследований истории, идеологии религиозно-общественного движения старообрядчества подведены в ставшей уже классической монографии «Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в.» (Новосибирск, 1974), в написанной совместно с Н. Д. Зольниковой книге «Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания» (М., 2002). Целые пласты вновь открытых рукописных источников опубликованы Н. Н. Покровским и его учениками в основанной им в 1975 г. серии сборников «Археография и источниковедение Сибири» (вышел 31 сборник), в трёх томах антологии «Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв.» (Новосибирск, 1999–2011 гг.). Буквально за месяц до своей кончины Н. Н. Покровский совместно с коллегами завершил работу над подготовкой к печати открытого им и Н. Д. Зольниковой первых двух томов трёхтомного «Урало-Сибирского патерика» — редчайшего памятника народной книжности, продолжившего традиции древнерусской литературы в условиях XX века.

Одним из первых в стране Н. Н. Покровский поднял проблемы общественного сознания, менталитета русского народа. Необычайно смелыми и новаторскими в условиях советского времени были публикации источников по проблемам народной религиозности (статьи «Сибирский Илья-пророк перед военным судом просвещенного абсолютизма», «Материалы по истории магических верований сибиряков XVII–XVIII вв.», «Исповедь алтайского крестьянина», опубликованные в Москве и Новосибирске).

На протяжении всей научной деятельности Н. Н. Покровский занимался проблемами Средневековья и Нового времени, на основе новых массивов источников открывая неизведанные аспекты истории России. Проблемам взаимодействия власти и общества посвящена его монография «Томск. 1648–1649 гг. Воеводская власть и земские миры» (Новосибирск, 1988), а также книга, написанная совместно с В. А. Александровым «Власть и общество. Сибирь в XVII веке». Мастерски освоенные и виртуозно поданные новые пласты документальных материалов позволили доказать высокую степень участия мирских сообществ в управлении не только во время знаменитого Томского восстания, но и в мирное время. Выводы историка, основанные на анализе отдельных периодов истории страны или регионов, как правило, имеют значение, далеко выходящее за рамки локальных тем.

Открытие в Томском краеведческом музее неизвестного прежде древнейшего списка Степенной книги царского родословия побудило обратиться к научному изданию этого первого обобщающего труда по истории России, созданного в годы правления Ивана Грозного. Многолетняя подготовительная работа, связанная с изучением текстологии, источников памятника, с постановкой на его основе важнейших проблем политического управления страны, взаимоотношений церкви и самодержавной власти, была завершена трехтомной публикацией памятника (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам / отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленгофф. Т. 1. М., 2007; т. 2. М., 2008; т. 3. М., 2012). В проекте под руководством Н.Н.Покровского приняли участие российские и американские учёные, изданию была посвящена международная конференция (Лос-Анджелес, февраль 2009 г.).

Закончив этот фундаментальный труд, Н. Н. Покровский совместно с петербургским ученым А. В. Сиреновым обратился к изданию Латухинской Степенной книги — памятника, созданного в 1670-х гг. архимандритом Тихоном Макарьевским. В научных исследованиях, сопровождающих публикацию, Н. Н. Покровский показал, как в памятнике отразилась общность судеб трех восточно-славянских народов и населения всей страны в целом. Недавно завершенное издание (Латухинская Степенная книга. 1676 год. Изд-е подготовили Н. Н. Покровский, А. В. Сиренов. Отв. ред. Н. Н. Покровский. М.: Языки славянской культуры, 2012. 880 с.) позволило представить новый источниковый материал по истории Украины, Белоруссии, Великороссии в конце XVI–XVII вв., по истории Сибири и Казанского ханства, по-новому взглянуть на события Смутного времени.

Н. Н. Покровскому была чужда ограниченность узкого специалиста. Учёный-медиевист, глубоко и в мельчайших деталях представлявший прошлые исторические эпохи, он всегда интересовался современностью. Однако все его размышления строились на строго выстроенном источниковедческом фундаменте. Впервые научные методы анализа по отношению к документам XX века он применил ещё в 1950-е гг., когда после смерти Сталина он и его друзья, молодые учёные МГУ, задумали издать мемуарные источники, дающие недогматический взгляд на события сталинского правления. Издание вышло, но имя Н. Н. Покровского там указано не было: в 1957 г. он был осуждён по так называемому «университетскому делу» и последующие шесть лет провёл в лагерях, а затем в ссылке во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (именно там в то время Андрей Тарковский снимал фильм «Андрей Рублев»). Пройдёт много лет, прежде чем отточенные медиевистами источниковедческие и текстологические методики будут применены к публикации материалов по истории XX века. В эпоху перестройки, добившись доступа к ранее засекреченным архивам Кремля, он совместно с молодым тогда учёным С. Г. Петровым предпринимает издание комплексов документов, открывающих завесу над подлинной историей отношений советского государства и церкви в 1920-е гг. (Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / сост. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.: РОССПЭН, Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997, Кн. 1; 1998, Кн. 2).

Последней книгой, появления которой очень ждал Н. Н. Покровский, стало учебное пособие «Русская Церковь и государство в XIII–XVI веках» (Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2013. 444 с.). В книге, основанной на лекциях Н. Н. Покровского, прочитанных в 2009/2010 гг. в православной гимназии, четыре века русской истории показаны сквозь призму взаимоотношений государства и церкви, представлен богатейший материал по истории русской культуры, — не только книжности, но и иконописи, архитектуре.

Сквозь печатный текст просвечивает уникальный талант лектора, рассказчика. Этот талант ярко проявлялся во время публичных лекций, охотно читавшихся Н. Н. Покровским в самых разных аудиториях, и, конечно же, в годы работы в Новосибирском государственном университете (с 1965 г., с 1977 г. — в качестве профессора). Блестящими, вдохновенными были его лекции по истории России. Глубокий знаток и ценитель искусства, он умел создать особую атмосферу во время лекций по истории русской культуры, увлечь пафосом и увлеченностью научного поиска на занятиях спецкурса по русской публицистике XVI века. Имя Н. Н. Покровского ещё в бытность его университетским профессором было окружено легендами, его почитали и побаивались, а на специализацию к нему шли самые отважные, зато и уровень дипломных работ его учеников с лихвой превышал уровень многих кандидатских диссертаций.

Яркий, многогранный талант учёного-первооткрывателя, обладающего академическим масштабом видения проблем, сочетался в Николае Николаевиче Покровским с редким трудолюбием и работоспособностью, строжайшей дисциплиной, высокой требовательностью к себе и к уровню научных работ, выходящих из стен созданного им сектора археографии и источниковедения. Никакие внешние условия не могли снизить этой высочайшей планки, императивно диктуемой основными постулатами научной школы Покровского.

Вся жизнь Н. Н. Покровского, сопровождаемая непрерывным творческим поиском, была посвящена служению науке. Признание заслуг Николая Николаевича выразилось в наградах и премиях: в 1995 г. он стал лауреатом Демидовской премии РАН, в 1998 г. награждён орденом Почёта, в 2005 г. — орденом Дружбы. Научная и просветительская деятельность Н. Н. Покровского была отмечена русской церковью: в 1998 г. — благодарностью патриарха Алексия II, в 2002 г. — церковным орденом св. митрополита Макария III степени, в 2009 г. — преп. Сергия Радонежского III степени.

Институт истории СО РАН

стр. 2