«Наука в Сибири»
№ 12 (2747)
25 марта 2010 г.

ПУТЕШЕСТВИЕ В РИСУНКАХ

В выставочном зале Дома ученых СО РАН в эти весенние дни проходит выставка известного новосибирского художника, живописца Анатолия Никольского «Путешествие в рисунках».

Ирина Бич, художественный отдел Дома ученых

Анатолий Николаевич Никольский окончил живописный факультет Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина. Выпускался в мастерской народного художника СССР Б. В. Иогансона. Приехал в Новосибирск в 1962 году, много и с энтузиазмом преподавал, занимался общественной и выставочной деятельностью. Выставка графических работ художника предлагается вниманию зрителей впервые.

Традиционно рисунок в обучении живописи играет огромную роль, это основа всего изобразительного искусства. И со временем рисунок, набросок становится естественной потребностью художника, его способом общения с окружающим миром, образом мышления. Из подготовительного этапа работы над картиной он превращается в самостоятельное произведение, обладающее высокой эстетической, художественной ценностью. Существует даже такое выражение как живописный рисунок. У него есть и свои особые средства художественной выразительности: линия, штрих, тон, пятно, их ритм и взаимоотношение с белым фоном бумаги.

Иллюстрация

Так же, как почерк, рисунок раскрывает индивидуальность человека. В нём важны чувство меры, вкус. Все лучшие качества рисовальной техники представляют нам пейзажные, жанровые наброски, зарисовки, рисунки Анатолия Никольского. Выполнены они не только графитным карандашом, с которым традиционно ассоциируется рисунок, но и многими другими графическими средствами — углём, сангиной, сепией, чернилами, тушью. Богатство их выразительных качеств определяет широкую гамму впечатления от этой части экспозиции: здесь чёткость и прозрачность линий, форм соседствует с энергией штриха, экспрессией, эмоциональностью, динамикой либо уравновешенностью композиции.

Иллюстрация

Не менее привлекательны на выставке и графические произведения, чью технику многие искусствоведы относят скорее к живописи — акварели, гуаши, пастели. Здесь появляется важнейшее средство художественной выразительности — цвет. Некоторые из работ напоминают нам известные живописные произведения художника. Как будто он нащупывал в них единственно правильное решение, ищет ту самую красоту, которая в искусстве связана прежде всего с гармонией. Многие акварели уникальны, их хрупкую красоту невозможно повторить в более материальных формах живописи, например, масляной технике. Эти простые и в то же время удивительно тонкие произведения позволяют проникнуть в самые глубокие сферы мысли художника, проанализировать ход работы над картиной, попытаться разгадать секреты мастерства.

Иллюстрация

Чаще всего выбор техники определяют сюжет, настроение натуры, которая в данный момент владеет всеми чувствами передающего её художника. Недаром выставка носит название «Путешествие в рисунках», ведь она раскрывает ретроспективу многих творческих поездок художника. В 1972 г. Никольский посетил Японию, попутно изображая порт Владивостока, Тайвань. Впечатления сказки хранят нереально яркие темперные произведения и тщательно выполненные шариковой ручкой пейзажи крупных форматов.

Иллюстрация

Неповторимые моменты общения с сибирской природой хранит творческий цикл «Кыштовка». Несколько десятков акварельных этюдов были созданы художником попутно, во время поездок для выполнения заказа Худфонда. В них — немыслимое количество композиционных, колористических решений, настоящая школа пейзажиста, певца красоты родного края. Ведь лирический пейзаж в 60—70, да и 80-х годах переживал не лучшие времена, был потеснён вначале монументальными тематическими композициями, затем модой на декоративно-прикладное искусство, народный стиль, после — примитивизмом. Но и в эти годы талант пейзажиста Никольского пробивается, прорывается в этих крохотных живописных миниатюрах.

Иллюстрация

Большая часть выставочного пространства занята набросками и рисунками села Новососедово. Это место более 15 лет назад определило направление развития творчества художника. Очень живописное, пластичное по рельефу, разнообразное по природным явлениям, сибирское село бесконечно вдохновляет. Это зарисовки деревенского быта и трудовых будней, праздников. Это необычайной красоты лесные поляны, луга и разливы рек, великолепные натюрморты. Впрочем, для настоящего художника не нужен броский мотив, невероятная красота или экзотика. Они скорее испытание на прочность, нежели новые живописные впечатления, рождающие новые мотивы в искусстве.

Таким испытанием для Никольского стало путешествие в Сирию — особую страну, где зарождалось христианство и чья бедность — её главное богатство. В 2000 году Никольский побывал в Леванте, и его багаж пополнился новой серией работ. Нетронутые цивилизацией пустыни и мандариновые сады Леванта, руины храмов и архитектура Дамаска, силуэты восточных женщин, верблюды — всё новое, необычное по мягкой пластике, приглушенному, переливчатому цвету.

Следующим пунктом путешествий стал Китай, не менее интересный, но, может быть, слишком декоративный для такого тонкого художника, как Никольский. От пышных форм китайских садов, парков он стремится в свой рай — нет, не сельский домик, а в мастерскую, где будет воплощать задуманное, увиденное когда-то, много лет назад — то, что хранят его рисунки. И можно сказать, что главное его приключение — это бесконечное творчество, секрет которого в постоянном труде, напряженной работе и любви к жизни.

Указом Президента РФ от 16 февраля 2010 года Анатолию Николаевичу Никольскому присвоено звание Народного художника Российской Федерации. От всех поклонников таланта художника поздравляем Анатолия Николаевича и желаем ему долгих лет творческой активности и здоровья! Надеемся, что эта выставка вдохновит многих художников и любителей живописи и рисунка на достижение новых вершин в искусстве.

Выставка продлится до 2 мая.

До 28 марта в Доме ученых ещё можно успеть увидеть новые работы двух академгородковских художников — Ивана Кулакова и Олега Шелудякова. Они представили свой совместный проект «Искусство видеть глубоко» в Зимнем саду Дома ученых. Выставка приурочена к 1 апреля — Дню юмора, а тема проекта — наука геология. Недаром один из авторов — И. Кулаков — доктор геолого-минералогических наук. Авторы впервые обратились к столь монументальным форматам и создали весьма современные полотна, декоративные и содержательные одновременно.

27 марта весь мир отмечает Международный день театра. К этой дате Дом ученых приглашает посетить ещё один уникальный проект — выставку «Театромания». Это редкие книги о театре, альбомы костюмов, фотографии спектаклей, афиши и буклеты, настоящие костюмы, балетная пачка, куклы из кукольных театров, графические эскизы декораций, костюмов и даже макеты спектаклей новосибирских, алтайских и московских театров. Это настоящий смотр лучших достижений театрального искусства — того, которое скрывается за занавесом, но ведь это то, что остаётся с нами на долгую память. На выставке можно просмотреть два интересных документальных фильма о театрах — и это тоже произведения режиссерского искусства. Поздравляем всех любителей театра с этим праздником! До новых встреч на наших спектаклях! Выставка продлится до 18 апреля.

Редакция газеты «Наука в Сибири» от всей души поздравляет коллектив Дома ученых и сотрудников всех культурных учреждений Сибирского отделения РАН с профессиональным праздником — Днем работника культуры!

стр. 8