«Наука в Сибири» БУДУЩЕЕ АКАДЕМГОРОДКА:
|
Могущество США было создано в результате фундаментальных открытий в области квантовой механики, ядерной физики, квантовой электроники, физики полупроводников, математической логики и т.п. На основе фундаментальных достижений инженеры реализуют инновационную деятельность, рождающую новые брэнды.
Мы далеко не всегда понимаем, что такое инновации. Я рискну привести график из популярной книги Марвина Паттерсона и Сэма Лихтмана «Как ускорить инновации». М. Паттерсон был много лет вице-президентом компании «Хьюлетт Паккард». Я сам лично работал на эту компанию при создании струйного принтера на кипении и могу подтвердить, что М. Паттерсон в своей книге раскрыл секрет успеха инновационной деятельности этой фирмы. Фирма «Хьюлетт-Паккард», как и другие компании США, оказалась в кризисе в результате краха ее кредитной системы. В то же время я абсолютно уверен, что фирма выйдет из кризиса быстро, благодаря накопленным ею в это время знаниям, патентам, лицензиям и ноу-хау.
На вертикальной оси отложены денежные потоки, по горизонтальной оси — время. От точки
Траты на новый продукт в тысячу раз превышают траты на фундаментальные исследования. То же самое происходит и с земельными ресурсами. Производство продукции на 1 млрд долларов требует примерно
Во-первых: в России резко уменьшится возможность быстрого перехода к посткапиталистическому «обществу знаний», которое многие называют информационным обществом. Развитые страны уже в нем пребывают. Анализ производственной функции США, в которой связываются валовый национальный продукт с капиталом и человеческими ресурсами, показывает, что рост экономики США происходит за счет научно-технического прогресса. Убедительное доказательство этого содержится, например, в книгах Поттера «Посткапитализм» и Иноземцева «За пределами экономического общества» и т.п.
Во-вторых: Новосибирск потеряет всякую привлекателдьность как перспективный город для мирового сообщества, так как единственным его «брэндом» является Академгородок, известный фундаментальной наукой и университетом.
В-третьих: Новосибирский университет потеряет все шансы стать федеральным исследовательским университетом, так как он создан для подготовки исследователей, а не инженеров.
В-четвертых: Академический городок превратится в заурядный район города, где будет функционировать конгресс-центр, предприятия «Чистая вода», «Росинка» и т.п. В журнале для деловых людей г. Новосибирска «Статус» (№ 2, 2009 г.) дается характеристика всех районов города. Советский район там представлен вышеперечисленными предприятиями. Текст о Сибирском отделении РАН цитирую полностью: «О том, что Советский район — это прежде всего Сибирский научный центр, который строил дедушка Лаврентьев и его сподвижники-шестидесятники, и который сегодня постепенно превращается в элитную спальную окраину, знают, пожалуй все. Менее известно, что есть там и бизнес, в том числе и крупный. Но и он подчиняется тем же самым законам: в Советском районе работают либо ученые и программисты, для которых локализация не принципиальна, либо патриоты, предполагающие трудиться поближе к родным лесам и старающиеся свести число поездок в шумный мегаполис к минимуму». Комментарии не требуются.
Имеются ли реальные перспективы для развития фундаментальной науки в России и развития фундаментальной науки и университета в Академгородке? Мне лично импонирует план развития Академгородка, предлагаемый представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. В. Квашниным — это развитие академических институтов, организация новых институтов, строительство служебного жилья всех уровней. Я убежден в том, что всеми силами надо добиваться содействия Президента России Д. А. Медведева, Председателя Правительства РФ В. В. Путина в строительстве второй очереди Академгородка и федерального университета на основе эффективного использования ресурсов Новосибирского научного центра, в частности, федеральной земли Академии наук.
Имеется возможность использовать опыт организации земельных университетов в Соединенных Штатах. Эти ВУЗы были организованы в 1860-1900 гг. и развивались за счет разумного использования федеральной земли, переданной им в качестве материальной основы для их развития. Вузы сдавали в аренду эту землю, продавали и за счет вырученных средств развивались, подключая источники из системы платного образования, научных контрактов, научно-технических разработок и пожертвований. Так развивались знаменитый Калифорнийский технологический институт, Корнеллский университет и т.д.
Закон о создании исследовательских университетов был принят в Соединенных Штатах в 1860 г., и заведения назывались «земельными». Этот опыт идеально может быть реализован на основе земельных ресурсов Сибирского отделения при условии взаимодействия Министерства экономики и развития, Министерства образования и науки, Академии наук и Фонда содействия развитию жилищного строительства (руководитель А. А. Браверман).
Приходится и сейчас восхищаться мудростью Михаила Алексеевича Лаврентьева, который разместил в центре Академгородка университет. Вокруг Новосибирского университета — академические институты, и лишь на отдалении 10 км — пояс прикладных институтов и КБ. Они, как известно, размещались в районе Шлюза, в г. Бердске, в районе Нижней Ельцовки. Это было абсолютно правильным решением.
Фундаментальная наука и инженерное дело — разные виды творческой деятельности, требующие особо профессиональных качеств у работающих, особого образа мышления, и допускают совмещение лишь в определенном возрасте, так как генерация новых идей несовместима по времени с ее реализацией.
стр. 11