«Наука в Сибири»
№ 43 (2678)
30 октября 2008 г.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  —
НА СЛУЖБУ ГОРНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

На днях в «Российской газете» был опубликован список работ, прошедших во второй тур конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2008 год. Этот конкурс, пожалуй, самого высокого уровня, а значит, и скороспелые, легковесные работы на него попросту бессмысленно заявлять — к участию принимаются разработки весьма и весьма представительные.

В.Н. Опарин, директор ИГД СО РАН, чл.-корр. РАН

В этом перечне и работа, о которой знаю давно и не понаслышке: «Разработка и широкая промышленная реализация на горнодобывающих предприятиях России автоматизированной системы управления горно-транспортным комплексом «КАРЬЕР». Работа представлена Институтом проблем комплексного освоения недр РАН и выполнялась под руководством академика К.Н. Трубецкого в течение длительного времени — с конца 80-х годов прошлого века.

Иллюстрация

В то время падение цен на металлы и, как следствие этого, спад в горнодобывающих отраслях промышленности послужили стимулирующим моментом к развитию и внедрению на горных предприятиях информационных технологий для планирования и управления производством. Главная цель внедрения таких технологий состояла в повышении эффективности работы горного предприятия за счет улучшения организации производства, оптимизации ведения горных работ, минимизации затрат и потерь на всех этапах добычного цикла и снижения таким образом себестоимости конечной продукции.

Система оперативного управления горно-транспортным комплексом «КАРЬЕР», разработанная российскими учеными и производственниками, является ярким примером, доказывающим, насколько велика эффективность разработки, научного обоснования и внедрения передовых информационных технологий в практику управления горным предприятием. По самым скромным оценкам, ее внедрение позволяет на 10-15 % повысить общую производительность труда, снизить себестоимость конечной продукции и поднять на новый уровень конкурентоспособность российских горнодобывающих предприятий. Система обеспечивает увеличение времени производительного использования технических средств и оборудования в течение рабочей смены на 5-18 %;  экономию ресурсов при достижении необходимых объемов производства, в частности, расход топлива сокращается на 8-15 %; повышение трудовой и технологической дисциплины персонала; создает основу объективной оценки деятельности служб и участков предприятия и условия для планомерного ремонта и обслуживания парка машин предприятия; повышает производительность парка автосамосвалов и локомотивов на 3-5 %. В результате окупаемость инвестиций составляет от 6 месяцев до 1 года — показатель, поразительный для реализации таких сложных инновационных проектов в таком непростом секторе экономики, каким является горнодобывающая отрасль.

Хотелось бы также отметить, что, помимо экономических аспектов, эта разработка имеет еще и несомненное социальное значение, так как повышает общую культуру производства и безопасность.

К настоящему времени система управления «КАРЬЕР» убедительно показала свою эффективность и конкурентоспособность. Об этом свидетельствует ее массовое (за последнее десятилетие) внедрение в крупных горнодобывающих компаниях России, а также Украины, Казахстана, Монголии. Достаточно посмотреть на список российских компаний, использующих систему: «Мечел», УГМК, СУЭК, РУСАЛ, Сибирский деловой союз (СДС), «ЕВРОХИМ», «Полиметалл», Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), ЛуТЭК, чтобы оценить, насколько важно ее применение на производстве.

Система базируется на самых современных методах, позволяющих решать сложные многофакторные задачи горного производства. Алгоритмы оптимизации транспортных потоков, применяемые в работе, основаны на решении многокритериальных задач с использованием эвристических методов искусственного интеллекта. Научная новизна таких подходов доказана многочисленными публикациями авторов в российских и зарубежных журналах, выступлениями на международных конференциях по горному делу.

Настоящая работа имеет несомненное методологическое значение, так как в результате проведенных исследований создана полнофункциональная система управления ГТК — одним из сложнейших элементов производственной инфраструктуры горного предприятия. Эта многоуровневая система включает в себя оригинальные датчики состояния транспортных средств, защищенные патентами России, уникальные методики оценки веса перевозимого груза, бортовые программно-вычислительные комплексы, средства и алгоритмы передачи данных, программное обеспечение диспетчерского центра, автоматизированные места пользователей системы. Более 50 публикаций авторов в отечественных и зарубежных журналах, три патента на изобретения и одна обобщающая монография убедительно подтверждают научную и практическую значимость работы.

«Такая система нужна всем разрезам страны, так как она повышает производительность и безопасность труда», — высоко оценил достоинства системы вице-премьер Правительства России Сергей Иванов, ознакомившись с ее работой в августе прошлого года на разрезе «Черниговец» в Кемеровской области.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что, учитывая курс правительства России на развитие передовых инновационных технологий и повышение производительности труда в промышленности, представленная на конкурс работа, о которой выше шла речь, несомненно актуальна, ее практическая и научная значимость также не вызывают сомнений. В авторский коллектив из Сибири вошли известные специалисты в области горного дела: В.В. Рашевский, генеральный директор СУЭК, и Л.В. Рыбак, председатель правления «СДС-уголь». Полагаю, что работа вполне заслуженно представлена на конкурс такого высокого уровня, и ее авторский коллектив, бесспорно, достоен премии Правительства России.

стр. 3