«Наука в Сибири»
№ 49-50 (2684-2685)
25 декабря 2008 г.

НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ СО РАН

Впервые за много лет на научной сессии Общего собрания Сибирского отделения РАН с основными докладами выступили ректоры ведущих университетов Сибири. И впервые Общее собрание целиком и полностью посвящалось проблемам высшего профессионального образования в контексте его современных преобразований в России в целом и конкретно — в Сибирском федеральном округе: «Научно-образовательный комплекс Сибири: состояние и прогноз кадрового обеспечения научно-технологического развития».

ЦЕЛЬ —
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ

Из выступления председателя СО РАН академика А. Л. Асеева.

Иллюстрация

В своем вступительном слове председатель Сибирского отделения РАН академик А. Л. Асеев обратил внимание на несколько ключевых вопросов, и в первую очередь — кадровых, отражающих прямую взаимозависимость учреждений Академии наук и университетов Сибири. Комментируя графики, которые демонстрировались на большом экране, А. Л. Асеев сначала говорил о положительной динамике численности молодых ученых в научных центрах СО РАН за период 2003-2007 гг., а затем — по контрасту — о численности сотрудников СО РАН пенсионного возраста (по состоянию на 01.07.2008 г.). В первом случае демонстрировались результаты большой направленной работы СО РАН и университетов. Многие молодые специалисты связывают свою деятельность, карьеру с работой в сфере фундаментальных исследований. «Тем не менее, — отметил А. Л. Асеев, — проблема в целом остается нерешенной. И не потому, что, например, в Новосибирском научном центре до 30 % сотрудников пенсионного возраста. Без участия наших заслуженных ученых институты Сибирского отделения не смогут решить большие научные задачи. Остается проблемой передача колоссального научного багажа, накопленного в институтах СО РАН. Подобные вопросы рассматривались на заседаниях объединенных ученых советов (ОУС) по направлениям наук. Если в математике, информатике, физике, науках о Земле, науках о Жизни, в гуманитарных науках ситуация более или менее благополучная, то в экономическом направлении необходимо срочно принимать меры по подготовке высококвалифицированных специалистов. Ведь экономические науки находятся сейчас на острие тех проблем, которые имеются в нашем обществе».

Правительственные документы, в том числе Министерства образования и науки, направленные на реформирование высшего образования, широко обсуждались и обсуждаются в печати и электронных СМИ. Соответствующий федеральный закон внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В этой связи председатель Сибирского отделения обратил внимание на правовые аспекты проекта: в части создания федеральных университетов на базе государственных академий наук или их региональных отделений законопроект противоречит Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике». Комментируя документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», А. Л. Асеев обратил внимание, что они будут создаваться в форме автономного учреждения. И это первая проблема. Вторая новация Министерства образования и науки связана с тем, что федеральные университеты создаются на базе государственных учебных заведений и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов (государственных академий наук и региональных отделений, в том числе и на базе Сибирского отделения). Необходимо тщательно проанализировать юридические аспекты и другие содержательные положения обсуждаемого проекта.

А. Л. Асеев сообщил участникам собрания о проекте письма в адрес руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Этот документ подготовлен депутатами Государственной Думы  В. А. Черешневым (УРО РАН) и Х. Д. Чеченовым. К тому же, как сказал А. Л. Асеев, накануне Общего собрания Сибирского отделения РАН в Москве состоялось заседание, на котором уточнялись обсуждаемые вопросы по созданию федеральных и национальных университетов (некоторые ректоры университетов СФО участвовали в работе совещания). А 12 декабря в Министерстве образования и науки состоялся круглый стол по статусу, правовым основаниям формирования национальных университетов.

Академик  А. Л. Асеев выразил надежду, что предложения Сибирского отделения будут учтены в государственных документах, связанных с реформой высшего образования и науки. Председатель СО РАН подчеркнул, что все новации в сфере образования, в частности в Сибирском отделении, должны базироваться на достижениях научных школ: «Силой Сибирского отделения является наличие школ мирового уровня». Он назвал 16 научных школ, поддержанных Министерством образования и науки, перечислил поименно руководителей современных школ и отметил преемственность в науке: «Надо понимать, что в основу современных научных школ заложены школы академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева, А. И. Мальцева, А. А. Трофимука, А. М. Будкера, А. В. Ржанова, А. П. Окладникова и других известных ученых, создавших славу Сибирскому отделению. Одна из забот Сибирского отделения — развитие традиций научных школ на благо нашей страны и ее научного сообщества».

стр. 3