«Наука в Сибири»
№ 50 (2386)
27 декабря 2002 г.

Из выступления председателя Президиума ЯНЦ СО РАН
академика В.Ларионова

В управлении экономикой Сибирь как бы разделена на две части Сибирским и Дальневосточным федеральными округами. Тем более важно, что Стратегия развития Сибири разработана именно специалистами Сибирского отделения РАН и приобрела статус государственного документа, принятого Правительством РФ. СО РАН здесь будет играть роль интегрирующего моста.

Основной вклад (до 80%) в бюджет Республики Саха дает алмазная отрасль. Но это не совсем правильно, поскольку территория богата и другими природными ресурсами. Безусловно, в будущем развитии экономики РС большое значение будут иметь такие отрасли, как нефтегазовая, угольная, добыча цветных и редкоземельных металлов. Для создания научных основ их развития в Якутском научном центре ведется серьезная работа. Мы рассчитываем на интеграционные проекты со всеми научными центрами Отделения.

В ноябре в Якутске состоялось региональное совещание по вопросам освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Была отмечена необходимость разработки долгосрочной государственной программы, определяющей развитие восточных регионов России, создание единой системы газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока, экспортную политику поставки российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основная цель региональной политики в области управления государственным фондом недр — это обеспечение запасами углеводородного сырья, их рациональная выработка на стадии опытно-промышленного и промышленного освоения, создание условий для их стабильной добычи при опережающем росте разведанных запасов. Академик А.Конторович в своем докладе обращал внимание на создание законодательной базы в этом направлении. Сейчас готовится проект кодекса РФ о недрах. На мой взгляд, он направлен на ограничение прав субъектов федерации на использование недр, управление недропользованием в интересах федерального центра в лице Министерства природных ресурсов РФ, наделяя его функциями владения, распоряжения недрами. В проекте собственность на недра объявляется единой федеральной, исключено понятие общего ведения недропользования в совместной собственности с субъектом РФ. Но это положение может иметь достаточно далеко идущие последствия, когда все налоги, все поступления на этой основе будут направлены в федеральный центр, что ограничит возможности воспроизведения запасов в субъектах федерации.

стр. 4