«Наука в Сибири»
№ 43 (2628)
8 ноября 2007 г.

ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУКИ,
ПОКАЗАТЕЛЯХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
И РЕАЛЬНОСТЯХ ЖИЗНИ

Академик А.Асеев, директор ИФП СО РАН

Круглый стол «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития», проведенный фондом «Открытая экономика» 14 сентября 2007 г. привлек внимание научной общественности спорным высказыванием директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ А. Хлунова о большей эффективности и лучшем качестве научного продукта вузовской науки по сравнению с академической наукой (см.: www.strf.ru и публикацию Н. Волчковой в газете «Поиск», № 38 «Тузы — у вузов?»).

Не вдаваясь во всеобъемлющее обсуждение данного тезиса, который был существенно скорректирован уже по ходу круглого стола, приведем два примера из реальной жизни, которые, на наш взгляд, проливают свет на последствия развернутой погони за достижением формальных показателей в оценке научной деятельности. Сразу скажем, что у институтов РАН и вузов существуют давние традиции тесного сотрудничества, и примером этому служит исключительно плодотворная совместная работа нашего Института физики полупроводников СО РАН с Новосибирским и Томским госуниверситетами, Новосибирским государственным техническим университетом и другими вузами Сибири и центральной части России.

Тем не менее, имеются и не столь вдохновляющие примеры взаимодействия вузов с академической наукой. В 2007 г. издательством «Техносфера» было выпущено в свет учебное пособие «Кремний — материал наноэлектроники», авторами которого являются весьма уважаемые представители Московского института стали и сплавов (технического университета) Н. Герасименко и Ю. Пархоменко. Глава 4 данной книги (стр. 91-113, 140-142) представляет собой перепечатку буква в букву и запятая в запятую ранее опубликованных статей сотрудников ИФП СО РАН (Ю. Б. Болховитянов, О. П. Пчеляков, С. И. Чикичев «Кремний-германиевые эпитаксиальные пленки: физические основы получения напряженных и полностью релаксированных гетероструктур», Успехи физических наук, 2001, т. 171, № 7, с. 710-713; О. П. Пчеляков, Ю. Б. Болховитянов, А. В. Двуреченский, Л. В. Соколов, А. И. Никифоров, А. И. Якимов, Б. Фойхтлендер «Кремний-германиевые наноструктуры с квантовыми точками: механизмы образования и электрические свойства», Физика и техника полупроводников, 2000, т. 34, вып. 11, с. 1282-1289). В целом весьма позитивный факт использования материалов исследователей РАН в учебном пособии омрачен тем, что перепечатка произведена без разрешения авторов оригинальных публикаций. Конечно, во введении к книге имеются формальные ссылки на оригинальные работы, однако в тексте главы они уже не упоминаются.

Другой пример — издательством «Физматкнига» в 2007 г. издано учебное пособие для студентов вузов «Наноэлектроника» (автор — сотрудник Московского физико-технического института А. Щука). Существенная часть книги представляет собой перепечатку фрагментов текста и рисунков (не менее 20 эпизодов) ранее изданного в СО РАН сборника статей «Нанотехнологии в полупроводниковой электронике». В отличие от предыдущего случая практически в каждой главе имеются формальные ссылки на данный сборник статей и другие публикации института, однако разрешение авторов на использование перепечатываемого материала также отсутствует. В обоих случаях окончательный вердикт о соблюдении прав авторов оригинальных публикаций надлежит вынести юристам, однако нарушение этических норм при использовании чужих материалов налицо. Корень данного явления, по нашему мнению, как раз состоит в стремлении любой ценой добиться улучшения столь любезных чиновникам от науки формальных показателей научной деятельности. А раз отсутствуют собственные результаты — перепечатаем статьи сотрудников РАН, которые пока еще имеют возможность получать по настоящему весомые научные достижения. Дополнительным фактором, несомненно, служит атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг тематики, связанной с развитием нанотехнологий, наноматериалов и наноэлектроники. Отметим, что результаты работ ИФП СО РАН неоднократно приводились в монографиях и учебных пособиях, изданных за рубежом, но в этих случаях каждый раз происходило согласование с авторами и готовилось официальное разрешение от авторов оригинальных публикаций.

стр. 2