«Наука в Сибири»
№ 22 (2607)
31 мая 2007 г.

«ПЕРВЫЙ КАМЕНЬ
ЗАКЛАДЫВАТЬ МОЖНО…»

Так выразился академик Юрий Ершов, когда завершилась дискуссия круглого стола, посвященная обсуждению концепции резидентной политики научно-технологического парка новосибирского Академгородка.

Г. Шпак, «НВС»

Иллюстрация

— Юрий Леонидович, вы участвовали в работе Форума и представляли Экспертный совет по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий при администрации полпреда Президента РФ в СФО как его председатель. Не кажется ли вам, что предыдущая подобная встреча была интереснее по содержанию?

— На самом деле третий форум отличается от первых конструктивностью. В нем участвовали реально заинтересованные в этом конкретном деле люди. И обсуждались не фантастические проекты, которые время от времени, конечно, надо обсуждать. Мне нравится, что проблема стала приземленной, а приземленность означает, что наше сообщество приняло проект технопарка как данность. Технопарк создается, хотя вопросов еще много. Недаром на круглом столе прозвучало больше критических выступлений, и не «за» или «против», а чтобы создающаяся система хорошо работала, и технопарк стал бы лучше, чем задуман… Красивых лозунгов нет, зато много конкретных вопросов, очень важных, требующих решения.

— Какие бы вы отметили?

— Важно, какую резидентную политику выберут руководители Технопарка, управляющая компания. И не в теоретическом плане. Необходимо учитывать специфику Академгородка и нового образования — проект должен комплексно реализовываться в интересах большинства жителей Академгородка. Улучшить качественно инфраструктуру Академгородка как градостроительного объекта — реальная цель. Других способов сейчас просто нет. Кто-то может построить одно здание, кто-то — другое, но Академгородок будет разрушаться. Другой аспект — интересы Сибирского отделения.

С одной стороны, призывают институты заниматься инновационной деятельностью, но научные коллективы не могут и не должны ею заниматься. У институтов своя академическая функция. Тем не менее во многих институтах есть накопленные вещи, которые не доведены до удобных механизмов производства продукта, а технопарк предоставляет соответствующую инфраструктуру. И это важно само по себе — развитие наукоемкого производства. Известно, что в технопарке будет четыре направления, одно из них — ИТ-индустрия. На ближайшие пять-десять лет этого вполне достаточно.

— Софтовики, как мне показалось, остались при своем мнении. Некоторые фирмы строят для себя новые здания…

— Это не так. Сошлюсь на высказывание В. Ананьева (ОАО «ДатаИстСофт»). Он считает, что софтовым компаниям заниматься строительством для себя, вкладывать деньги в недвижимость — не продуктивно. Если будут точно сформулированы правила игры, созданы гарантированные условия для нормальной работы, то больше ничего и не нужно.

— Не слишком ли долго — не то, что три часа на круглом столе, а три года, если не больше, обсуждается концепция технопарка? Но отталкиваются от известных моделей. Что-нибудь свое придумали?

— Это вопрос сложный. Одно могу сказать, что выступления на пленарных заседаниях наших ответственных специалистов, а также И. Пономарева, представителя Мининформсвязи, показали, что уже сейчас есть взаимное понимание и вполне приемлемые схемы конкретных действий. Я думаю, что многие вопросы уже решены. Это не кажется каким-то прорывом, но понимание, что такое технопарк, во всех головах, в том числе и в моей, проясняется. Я считаю, что можно уже и первый камень закладывать.

— В чем же роль экспертных советов?

— На круглом столе говорилось, что они важны, но не участвуют в принятии решений. Вопрос в том, что участие компаний только в экспертных советах их не удовлетворяет. Я думаю, что руководители компаний правы.

— Смущает и то, что технопарка материально еще нет, а его административная, чиновническая структура разрастается.

— Не то что разрастается. Она просто меняется. С другой стороны, начать строить, не зная, кто будет управлять строительством, тоже ведь нельзя. Не решив подобных вопросов, невозможно двигаться дальше. К тому же сама структура возникает из согласования интересов. Слишком много разных групп. Это и министерство, и администрация Новосибирской области, мэрия Новосибирска, Сибирское отделение, сами фирмы, транснациональные компании. Как это все соединить? Предложены некоторые схемы, по крайней мере, терпимые. Так что, начинать надо!

стр. 7