Назад - 1 Страница. | 2 Страница. | Далее - 3 Страница. |
В этих условиях в Сибирском отделении РАН был предпринят ряд
организационных мер, направленных на совершенствование структуры
научных и конструкторско-технологических учреждений и повышение
эффективности их работы.
Одним из направлений реформирования сети научно-исследовательских
учреждений СО РАН стала организация объединенных институтов. В
свое время постановлением Совета Министров СССР № 525 от
26.05.90 "О развитии Сибирского отделения АН СССР на период до
2000 года" Сибирскому отделению было предоставлено право
преобразовывать крупные многопрофильные институты в
ассоциированные институты, состоящие из юридически
самостоятельных учреждений при сохранении общих служб
управления. Это повышало творческую самостоятельность крупных
исследовательских коллективов и усиливало целевую направленность
при проведении научных исследований.
Одновременно создание объединенных институтов шло по пути включения в них
конструкторско-технологических организаций, ориентированных на
доведение научных результатов до практической реализации. При
этом самостоятельные конструкторские организации были
преобразованы в ассоциированные конструкторско-технологические
институты. Аналогично пришлось поступить и с опытными заводами
(ОЗ) Отделения, которые были переданы в качестве соответствующих
подразделений в ряд институтов для производства продукции на
базе их разработок: Иркутский ОЗ — Институту солнечно-земной
физики, Бердский ОЗ — Институту горного дела, Новосибирский ОЗ —
институтам Катализа и Физики полупроводников.
Всего в настоящее время в Отделении функционируют 12 объединенных
институтов, в состав которых входят 32 ассоциированных института
и научно-производственных структуры.
Взаимоотношения с руководством регионов Сибири Президиум СО РАН пытается
строить в рамках соглашений по вопросам развития академической
науки и использования ее достижений в соответствующих регионах
Примером может служить соглашение, подписанное Президентом Республики
Саха (Якутия) М.Е.Николаевым и Президентом Российской академии
наук Ю.С. Осиповым по основным принципам взаимодействия в сфере
науки, образования и реализации их достижений.
Это соглашение сыграло свою роль, когда Республика Саха (Якутия)
поставила вопрос о создании Национальной академии наук. После
голосования в институтах Якутского научного центра СО РАН,
обсуждения на Общем собрании Отделения президиумы СО РАН и РАН
согласились на передачу в Академию наук Республики Саха четырех
институтов СО РАН: Якутского института языка и литературы,
Института экономики комплексного использования природных
ресурсов Севера, Института северного луговодства и Института
прикладной экологии Севера, которые составили основу новой
академии.В свою очередь, часть ученых Якутского научного центра СО РАН была избрана действительными членами и членами-корреспонден-тами Академии
наук Республики Саха.
В развитие этого процесса недавно подписано соглашение между
Правительством Республики Саха (Якутия) и Президиумом СО РАН " О
поддержке научных учреждений Якутского научного центра СО РАН "
и подготовлено постановление правительства Республики по этому
поводу. Правительство Республики Саха (Якутия) серьезно
поддерживало академическую науку и до этого, выделяя средства на
выполнение актуальных для Республики программ и проектов.
Сегодня эта поддержка стала по объему сопоставимой с базовым
бюджетным финансированием.
Аналогичное соглашение подписано с руководством Республики Тыва и, видимо,
будет подписано с руководством Республики Бурятия, хотя
финансовые возможности этих республик существенно отличаются от
якутских.
Президиум СО РАН и президиумы научных центров Отделения традиционно
активно работают с администрациями краев и областей Сибири.
Сегодня во многих субъектах Федерации готовятся соглашения с
федеральными органами о разграничении сфер деятельности, а также
региональные законы о науке и научно-технической политике. В
Новосибирской области такой закон уже принят. По мере
возможности, Отделение пытается влиять на этот процесс, включая
в готовящиеся документы записи, содействующие сохранению и
развитию науки в регионах. Для обмена опытом и координации
усилий в этом направлении Президиум Отделения провел в ноябре
1995 года в г. Красноярске специальное совещание руководителей
научных центров СО РАН.
Учитывая специфику и региональную составляющую научных центров
Отделения, а также многолетний опыт координации исследований в
рамках комплексной программы Сибирь , Президиум Отделения
попытался найти новые формы координации работы с высшими
учебными заведениями и отраслевыми научными учреждениями
регионов. Основываясь на распоряжениях Президента Российской
Федерации от 02.08.91 № 8-рп " О дополнительных мерах по развитию
Сибирского отделения Академии наук СССР" и от 03.08.91 № 9-рп "О
мерах по более полному использованию научного потенциала
региональных отделений Академии наук СССР" Сибирским отделением
совместно с Государственным комитетом по делам науки и высшей
школы были последовательно созданы Омский, Кемеровский,
Алтайский, Иркутский и Красноярский региональные научно-
образовательные комплексы (РНОКи).
РНОКи были созданы в форме ассоциаций, осуществляющих совместную
научную и образовательную деятельность в рамках федеральных и
региональных программ.
Назад - 1 Страница. | Далее - 3 Страница. |