Об "Основах политики России
в области развития науки и технологий
на период до 2010 года"

Материалы выступления академика Н. Добрецова на совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", г. Новосибирск, 5 марта 2002 года.

Россия стоит перед выбором — продолжать либерально-рыночную политику, где по мысли ее сторонников "рынок все рассудит" или переходить к активной инновационной политике с большой ролью государственного регулирования. Сегодня, как справедливо отмечается в "Основах...", для России характерна "невосприимчивость отечественного производства к нововведениям", низкая конкурентоспособность отечественной продукции, недостаточный уровень развития инновационного потенциала и инвестиционной активности, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции", а также преобладание сырьевой направленности экспорта, зависимость России от импорта; агрессивная политика иностранных компаний по завоевыванию отечественных рынков сбыта".

В "Основах" фактически провозглашается переход на новую инновационную политику. "Развитие науки и технологий относится к числу высших национальных приоритетов РФ, предусматривая необходимость перехода от экспортно-сырьевого к инвестиционно-активному (инновационному) пути развития, динамичное развитие структурно-технологической модернизации и институциональных преобразований в экономике страны в направлении взаимной интеграции ее гражданского и военного научно-технического секторов".

Поэтому важнейшей рекомендацией нашего Совета должна быть поддержка перехода от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития на основе государственного регулирования.

Текст "Основ" подготовлен рабочими группами Совета безопасности и Госсовета и неоднократно дорабатывался и улучшался. Мы имеем несколько вариантов документа. В соответствии с рекомендациями нашей рабочей группы, сформированной аппаратом Полпреда под руководством чл.-к. В.Фомина, за основу принят вариант Совбеза от 12.02.02 как заметно улучшенный и ассимилировавший первые два варианта.

Напомню принципиальные положения последнего — пятого варианта проекта "Основ" и дам некоторые комментарии и замечания.

Первые три раздела (I. Общие положения; II. Государственные интересы; III. Цели и задачи политики) являются вступительными, они содержат ряд общих положений о переходе к инновационной политике, которые процитированы. В III разделе формулировку задач государственной политики, по мнению рабочей группы, следует уточнить и конкретизировать ближе к тексту проекта постановления.

IV раздел содержит характеристику девяти основных направлений политики в области развития науки и технологий. Выделю три из них. Первое — госрегулирование развития науки и технологий. Здесь названы 24 задачи, многие из них даны в общих формулировках. Можно выделить важнейшие из них — стимулирование научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Федерации, учет федеральных и региональных интересов, проведение инвентаризации научно-технологического потенциала, усиление роли головных организаций и генконструкторов.

Второе — развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований. Принципиальным является положение о том, что государство признает социально-экономическую значимость фундаментальной науки как базы прогресса общества, развития экономики, независимости и обороны страны и — надо добавить — основу качественного высшего образования. Важнейшими задачами признаются прогнозные исследования и те направления фундаментальных исследований, по которым РФ сохраняет лидирующее положение в мире и где возможны технологические прорывы и формирование новейших технологических укладов, а также повышение наряду с естественными науками роли социальных и гуманитарных исследований.

Следующее направление — формирование национальной инновационной системы — могло бы стать важнейшей частью документа. Но, к сожалению, здесь повторены общие, известные положения о создании благоприятной экономической и правовой среды (включая установление четких правил взаимодействия между разными уровнями власти, льготную налоговую, амортизационную, кредитную, таможенную и финансовую политику, охрану и эффективное использование результатов и интеллектуальной собственности, развития системы венчурного инвестирования), а также построение инновационной инфраструктуры (ИТЦ, технопарков, бизнес-инкубаторов, малых и средних инновационных предприятий, сети консалтинговых услуг и системы информационной поддержки).

Предлагается записать в решение, что по этому вопросу необходимо принять развернутое постановление правительства с уточнением механизмов реализации, включая новые и дополнительные законодательные акты.

Другие направления: совершенствование государственного управления в сфере науки и технологий, эффективное использование результатов, интеграция науки и образования, развитие международной НТС и сохранение и развитие кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы — содержат много общих, недостаточно конкретизированных предложений и ряд спорных моментов, поэтому здесь необходимо тщательное редактирование.

Но в последнем варианте "Основ..." выделен специальный раздел "Основные меры государственного стимулирования научной и инновационной деятельности", где имеется много новых конкретных предложений.

В области финансов — доведение к 2010 г. доли затрат на науку гражданского назначения до 4% расходной части бюджета (в соответствии с Законом о науке); концентрация ресурсов на важнейших проектах, целевое выделение средств, в том числе на возвратной основе, стимулирование деятельности благотворительных фондов, внебюджетных инновационных фондов, кредитных учреждений и иных инвесторов.

В кадровой политике — увеличение размера доплат за ученую степень, установление должностных окладов без ограничения, целевое финансирование поддержки молодежи до 3% объема бюджетных средств, увеличение строительства жилья для молодых ученых, доплаты к пенсиям кандидатов и докторов наук за счет внебюджетных средств.

В области оптимизации структуры и развития материально-технической базы науки — инвентаризация (аттестация) научных организаций на базе международных стандартов качества и реструктуризация по ее итогам госсектора науки; реформирование академической науки при сохранении ее ядра и оптимизации количества институтов и численности сотрудников; реорганизация системы ГНЦ; реализация излишнего имущества и недостроя для укрепления материально-технической базы науки; увеличение целевого финансирования развития приборной базы науки до 5% объема бюджетных средств; сокращение сроков амортизации научного оборудования; освобождение от налога на имущество уникальных установок, а также оборудования и основных средств, приобретенных для выполнения госзаказа на время его действия; снижение таможенных пошлин на ввозимое специальное научное оборудование и другие меры.

В этом и других разделах не достаточно учтена вузовская наука и интеграция науки и вузов. Одним из принципиальных шагов могло бы быть создание академических университетов, в частности передача НГУ в СО РАН. Есть уникальный положительный опыт такой интеграции — МФТИ, НГУ, Санкт-Петербургского физтеха — и эту линию надо усиливать. По результатам аттестации может быть реализована также взаимная передача части институтов.

В области эффективного использования результатов НИР — регулирование учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности, проведение их стоимостной оценки; обеспечение баланса интересов всех субъектов правоотношений интеллектуальной собственности, в том числе поддержка авторов изобретений и творческих коллективов (что очень важно!); механизм обмена технологиями военной и гражданской сфер.

В области международного сотрудничества — увеличение средств на выполнение международных обязательств; формирование механизмов привлечения зарубежных инвестиций в сферу МНТС, в частности создания сети венчурных фондов; создание координационных советов по МНТС на федеральном и региональном уровне.

В этом разделе не использован положительный опыт СО РАН по развитию международных исследовательских центров (Синхротронного излучения в ИЯФ, BICER на Байкале и др.).

В целом проект "Основ..." надо поддержать, с учетом тех замечаний, которые предложила наша рабочая группа и которые здесь частично прозвучали. В частности, недостаточно отражено в проекте региональное направление научно-технической политики, роль науки высшей школы и программы "Интеграция" не только для поддержки науки в вузах, но и для повышения качества высшего образования, оперативной подготовки и переподготовки новых специальностей. Недостаточно сформулированы меры в отношении предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, и их стимулирование.

Приоритеты до 2010 г. сформулированы слишком широко (из 9 надо выбрать 4-5) и пересматривать их раз в восемь лет (а не через четыре года). С учетом этого должен быть пересмотрен и список критических технологий, где кроме того есть разные по значимости технологии, пересечение и т.д.

Особой поддержки заслуживают "Конкретные меры и достигаемые рубежи" новой политики, сформулированные в разделе VI "Основные механизмы и этапы реализации" и в Проекте решения.

Реализация "Основ" в период до 2010 г. обеспечит повышение:

уровня инновационной активности предприятий — с 11 до 15%;

доли инновационной продукции — с 4,8 до 10% (в 2 раза!);

доли затрат на технологические инновации — с 1,5 до 2,5%;

доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции — с 0,27 до 2% (в 8 раз!);

доли внутренних затрат на НИР в ВВП — с 1,2 до 2,6% (в 2,2 раза);

доли расходной части бюджета на НИР гражданского назначения — до 4% и военного назначения до 3% (в сумме 7%!);

сохранение или небольшое увеличение доли фундаментальных исследований в НИР гражданского назначения — с 47 до 50%;

снижение среднего возраста оборудования — с 11 до 8 лет.

Правда, эти цифры содержатся лишь в 5 варианте "Основ..." и лишь частично — в том варианте, который роздан членам Совета.

Для достижения этих уровней в проекте решения предлагается:

Правительству сформулировать механизмы отбора и порядок целевого финансирования нескольких (6-8) крупнейших проектов, обеспечить с 2003 г. нарастающие объемы финансирования на науку, в том числе фундаментальную;

подготовить Указ Президента "О науке и государственной научно-технической политике", представить Президенту предложения о привлечении инвесторов, особых условиях оплаты труда и пенсии ведущим ученым, и другие.

Ряд поручений адресован Минпромнауке, Совету по науке и технологиям при Президенте РФ, полпредам, в том числе одно из них — организовать работу на региональном уровне.

Важнейшие для Сибири проекты:

Новые технологии прогноза, добычи и глубокой переработки нефти, газа, угля (ИГНГ, ИК и другие);

Выпуск приборов и оборудования для технического перевооружения ТЭК "СибВПКнефтегаз", "Силовая электроника" и др.;

Производство импортозамещающих лекарств, медоборудования диагностикумов на базе новых биотехнологий и генной инженерии;

Информационные технологии и "СОФТ" (программа "Электронная Сибирь" как часть программы "Электронная Россия");

Лазерные, электронно-лучевые и химические технологии для производства новых материалов.

Возможно правительством будут отобраны и предложены и другие проекты, но думаю, что крупных сибирских проектов может быть два-три.


|События в СО РАН| |Постановления Президиума и нормативные документы| |Конференции и совещания| |Конкурсы и гранты| |Новости на сервере| |Новости в сети СО РАН| |Новости| |Разное| |Новости Электронной библиотеки СО РАН| |Частные объявления|
|Доска объявлений| |Поиск|


Ваши коментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[СО РАН]

© 1996-2016, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2016, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: 08-Jul-2003 (15:16:06)