Из выступления президента РАН
академика Юрия ОСИПОВА

Президент РАН академик Юрий ОСИПОВДорогие коллеги! Вы знаете, что в марте 2002 года состоялось совместное заседание Совета Безопасности РФ, Президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте России, принявшее принципиальные решения по вопросам развития науки в стране. В этих решениях фундаментальная наука была признана важнейшим стратегическим ресурсом государства, его национальным приоритетом. Наша Академия приняла самое активное участие в подготовке этого заседания, его решений и, в частности, Основ государственной политики в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Все они направлены на построение экономики знаний.

Необходимыми условиями успешной реализации этих решений, утвержденных Президентом страны, являются, с одной стороны - выполнение взятых государством на себя обязательств, в том числе финансовых, с другой - опора на научное сообщество в работе по модернизации отечественного научного комплекса. Эта работа должна быть энергичной, но тщательно продуманной и взвешенной, учитывающей, в том числе, проблемы социальной защиты людей, работающих в сфере науки.

Сказанное в полной мере относится и к Академии наук. Совершенствование деятельности нашей Академии, ее структуры, системы институтов, научно-вспомогательных подразделений - дело совершенно необходимое. И мы с вами этим занимаемся и, смею вас уверить, занимаемся не для “галочки”, а понимая наши недостатки и проблемы, а также складывающиеся в стране реалии. Многие решения Общего собрания, Президиума Академии направлены именно на это. Есть в проделанной работе бесспорные успехи, но есть и неудачи, как в любом большом и трудном деле.

Почему представляется важным обратить ваше внимание на сказанное?

Думаю, вы согласитесь, что в последние три года Президентом страны и Правительством немало сделано для улучшения ситуации в научной сфере, в частности, в нашей Академии. В это же время вновь активизировались усилия по формированию во властных структурах и среди широкой общественности определенного негативного образа Российской академии наук, как организации, себя изжившей, архаичной, неправильно устроенной, решающей бесполезные задачи, мало приносящей пользы стране, неспособной себя модернизировать и т. д. Навязываются разрушительные организационные формы науки.

Делается это путем заказных публикаций (часто - анонимных), выступлений, носящих неприличный характер, и безответственных высказываний некоторых чиновников, облеченных определенной властью, но, по-видимому, малоквалифицированных и малообразованных или, что гораздо хуже, просто недобросовестных. В этой кампании принимают активное участие небезызвестные околонаучные персонажи образца первой половины 1990-х годов, нанесшие в свое время стране и науке большой урон. К сожалению, им “подыгрывают” и некоторые наши коллеги, преследующие, думаю, личные цели.

Следует признать, что вся эта сомнительная деятельность дает порой всходы, причем имеющие разные проявления. В частности, мы это увидели и почувствовали во время работы Правительственной комиссии и ее рабочих групп по оптимизации бюджетных расходов, когда озвучивались предложения и делались высказывания, касающиеся Академии наук и науки в стране, демонстрирующие полное непонимание сути проблемы, задач, стоящих перед страной и наукой, и противоречащие государственным решениям. Не буду утомлять собрание подробностями, скажу лишь, что в результате принятых мер - встреч с Председателем Правительства, ключевыми министрами и их заместителями (особенно конструктивные встречи были в Министерстве экономики), руководителями администрации Президента и ряда ведомств, участия в заседаниях групп и самой Комиссии - представленные Правительству итоговые предложения Комиссии в части, относящейся к Академии наук, существенно отличались от первоначально предлагавшихся.

Выступая на заседании Правительства при обсуждении итогов работы Комиссии, я сказал, что оптимизация бюджетных расходов - дело исключительной государственной важности, и что в итоговом протоколе много разумных, содержательных предложений, относящихся, в частности, и к сфере науки. Но есть и такие, с которыми трудно согласиться, и они либо основаны на некачественной информации, либо являются следствием недостаточной проработки вопроса. Имеются в виду прежде всего предложения, направленные на ревизию основных положений Закона о науке в части, касающейся Российской академии наук. Далее мной было сказано, что эти положения были в свое время приняты в результате тяжелой, кропотливой работы Правительства и научного сообщества, и что Закон о науке, предоставляющий Академии в силу особенностей ее деятельности определенную автономию, работает, помогает делу развития науки в стране и хоть как-то защищает Академию от разных посягательств.

В заключительном слове Председатель Правительства сказал, в частности, что Академия наук (как и Московский университет) - знаковая для России организация и должна быть прямым бюджетополучателем. Окончательного решения по предложениям Комиссии пока не принято, но, по-моему, оно будет достаточно правильным.

Три, по крайней мере, причины, побудили меня столь подробно сказать обо всем этом.

Я встречался с руководителями нашего профсоюза, и мы обсуждали ситуацию. Представляется, что разговор был откровенным и полезным. Еще раз скажу: только взвешенные, выверенные совместные действия идут на пользу Академии. Всякие экстремальные по форме и тону заявления отдельных профсоюзных активистов, типа угрозы требованием отставки министра финансов, а также президента Академии и ее Президиума, якобы мало что делающих для изменения ситуации, подрывают позиции Академии и разрушают основу для конструктивного взаимодействия.

Глубокоуважаемые коллеги! Один из важнейших вопросов повестки дня нынешнего собрания - выборы действительных членов и членов-корреспондентов, а также выборы иностранных членов нашей Академии. Конкурс большой - в среднем более 10 человек на место. На некоторых специальностях - от 40 до 50 человек.

Как всегда, главное необходимое требование к кандидатам - высокий профессиональный уровень и большой вклад в науку. Делая свой выбор, мы должны исходить не только из внутренних академических интересов. Мы должны учитывать роль и место Российской академии наук в развитии науки в стране в целом, в развитии образования, наукоемких сфер деятельности, в становлении и развитии в России экономики знаний. Наш выбор должен послужить укреплению России, ее регионов, национальной безопасности и государственных институтов, решению социальных проблем. Позвольте в заключение выразить уверенность, что наш выбор будет правильным.



|События в СО РАН| |Постановления Президиума и нормативные документы| |Конференции и совещания| |Конкурсы и гранты| |Новости на сервере| |Новости в сети СО РАН| |Новости| |Разное| |Новости Электронной библиотеки СО РАН| |Частные объявления|
|Доска объявлений| |Поиск|


Ваши коментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[СО РАН]

© 1996-2016, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2016, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: 06-Jul-2003 (20:14:05)