Новости

05.12.2005
Статья "Академия наук и Российское государство в новых социально-экономических условиях"

Понятие "власть" неотделимо от понятия "государство". Теория государства считает, что власть является сущностью государства, то есть тем главным, что определяет содержание, цели и функции государства. И в некотором смысле между этими понятиями можно поставить знак равенства.

В рамках реализации своих экономической и идеологической функций современное государство в развитых странах организует и поддерживает научную деятельность. Выполнению этой функции отдает должное и российское государство, взаимоотношения которого с отечественной наукой отличается определенным своеобразием.

В отличие от государств Западной Европы, где наука зародилась и развивалась в относительной автономной от власти, начало организованной научной деятельности в России было положено государством - учреждением в XVIII веке Академии наук. Последующее развитие отечественной науки было неразрывно связано с конкретной политической и экономической ситуацией, с задачами государственной власти и целями, которые она перед собой ставила, с теми средствами, которые могли быть выделены на развитие науки. В течение почти трехсот лет своего существования российская наука зависела исключительно от финансовой поддержки государства.

Российская наука и российская академическая наука, в частности, особенно остро ощутили воздействие преобразований, произошедших в стране за истекшее десятилетие. Десять лет назад в стране произошла смена политического строя: отказ от коммунистической идеологии, слом системы советских и партийных органов власти, а также экономического уклада, что сопровождалось переходом от государственной плановой экономики к псевдорыночной экономике, лишь в известной степени регулируемой законами свободного рынка, признанием правового равенства всех форм собственности, в том числе частной.

Для науки экономический кризис в России в 90-х годах обернулся значительным уменьшением бюджетного финансирования и почти полной потерей внебюджетных источников финансирования в связи с потерей платежеспособности основной частью потенциальных российских заказчиков научной продукции. Это повлекло свертывание фронта научных исследований, отток кадров из науки, невозможность обновления материально-технической базы науки, что привело к моральному и физическому износу научных приборов и оборудованию.

Наука в целом и Российская академия наук были поставлены перед необходимостью проведения реструктуризации, сокращения числа научных организаций и свертывания важных научных направлений.

Угрожающая ситуация, складывавшаяся в сфере науки в условиях экономического кризиса и перехода к новому экономическому укладу, не прошла мимо внимания органов государственной власти. Свою озабоченность этой ситуацией выражали российские органы законодательной власти: Верховный Совет РФ и Федеральное Собрание РФ. В 1993 г. Верховный Совет РФ принял постановление "О Российской академии наук", урегулировавшее некоторые имущественные права РАН. В 1994-1998 гг. палатами Федерального Собрания РФ был принят ряд постановлений, направленных на преодоление кризисного положения в российской науке, на ликвидацию ее систематического недофинансирования, на усиление государственной поддержки научных исследований и укрепление российского научно-технического потенциала.

Меры по поддержке российской науки и Российской академии наук были предусмотрены в указах Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 г. № 426, "О мерах по материальной поддержке ученых России" от 16 сентября 1993 г. № 1372, "О некоторых мерах по улучшению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации" от 27 марта 1996 г. № 424, "О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук" от 15 апреля 1996 г. № 558.

Правительство Российской Федерации также постоянно уделяло внимание смягчению кризисных явлений в науке, облегчению ее вхождения в новые экономические условия, регулированию правового статуса научных организаций. Этим вопросам было посвящено значительное число постановлений и распоряжений, к главным среди которых можно отнести постановления "О мерах по поддержке и развитию Российской академии наук" от 3 августа 1992 г. № 538, "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок" от 17 апреля 1995 г. № 360, "О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации" от 26 сентября 1995 г. № 957, "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" от 7 мая 1997 г. № 543.

В 1991-1996 годах усилия государственной власти были направлены преимущественно на решение самых неотложных текущих проблем в сфере научной деятельности: урегулирование имущественного статуса научных организаций в условиях рыночной экономики, наделение их земельными участками, закрепление новых форм финансирования научной деятельности, повышение заработной платы научных работников и т.п.

В Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, в указе Президента Российской Федерации "О доктрине развития российской наук" от 13 июня 1996 г. № 884, в постановлении Правительства Российской Федерации "О Концепции реформирования российской науки на период 1998 - 2000 гг." от 18 мая 1998 г. № 453 руководство страны декларировало понимание значимости науки для возрождения сильного российского государства, решимость сохранить российскую науку, которую оно рассматривало как национальное достояние, признало поддержку науки "приоритетной государственной задачей", установило необходимость разработки и реализации единой государственной научно-технической политики.

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" 1996 г. является базовым законом, регулирующим отношения в сфере научной и научно-технической деятельности. Он определяет основные направления развития законодательства в сфере науки, принципы организации, управления и финансирования научной деятельности.

Итогом взаимоотношений Российской академии наук и российского государства в течение последних десяти лет явилось не только законодательное подтверждение ее статуса как старейшего научного учреждения России, но и сохранение бюджетного финансирования Академии в сочетании с академическим самоуправлением.

В течение истекшего десятилетия был реализован принцип академического самоуправления, когда Российская академия наук самостоятельно, без какого бы то ни было вмешательства со стороны государственной власти, осуществляла управление своей деятельностью, утверждала устав РАН, проводила выборы своих членов, образовывала органы управления.

В течение последних десяти лет Российская академия наук не оставалась сторонним наблюдателем процессов, происходивших в нашей стране. В 1991-2000 годах Российская Федерация переживала период становления государственности, основанной на качественно новых демократических принципах. РАН принимала участие в правовом обеспечении развития Российской Федерации по всем актуальным проблемам нового российского права и в разработке новых принципов деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Российская академия наук принимала активное участие в исследовании актуальных проблем конституционного строя, федерализма и парламентаризма, в изучении современных проблем государственного управления.

РАН участвовала в подготовке Конституции 1993 г., разработке и научной экспертизе Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, патентного законодательства, законодательства о банковской деятельности и др. Многие видные ученые Академии наук работают в различных советах при палатах парламента и Президента Российской Федерации, в рабочих группах министерств и ведомств, в консультативных советах правоохранительных и иных государственных органов.

РАН приняла активное участие в разработке основных направлений осуществления судебной реформы и повышения качества правосудия. Академия внесла вклад в разработку фундаментальных проблем формирования гражданского общества, в обеспечение и защиту прав и свобод гражданина как необходимого условия для устойчивого развития российского общества. РАН принимала участие в разработке правовых основ экономической, аграрной и земельной реформы. Академия обосновала концепцию деятельности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, разработала правовые аспекты участия России в международных экономических отношениях. РАН исследовала влияние процессов глобализации на национальные и интернациональные интересы российского государства как члена международного сообщества.

Институты РАН занимались исследованием фундаментальных проблем новой государственности России.

Академические институты активно участвовали в непрерывном процессе разработки и совершенствования избирательного законодательства. При активном участии представителей Академии наук, прежде всего Института государства и права, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в Центральной избирательной комиссии РФ разрабатывались концепции и федеральные законы. Так, в 1994 г. был принят рамочный федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", установивший впервые в истории нашей страны основополагающие гарантии и принципы демократического участия граждан в выборах всех уровней. На его базе в 1995 г. принимаются федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которые способствовали установлению международных принципов и стандартов при проведении данных выборов.

Опыт проведения выборов всех уровней выявил ряд пробелов и противоречий в правовом регулировании выборов и в защите избирательных прав граждан, их прав на участие в референдуме. Исследования, публикации, аналитические материалы и непосредственная работа представителей Академии наук в органах государственной власти содействовали разработке и принятию федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., а затем на его основе федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 1999 г. и "О выборах Президента Российской Федерации" 2000 г. В результате действующее на сегодня избирательное законодательство России создало правовые гарантии и механизмы функционирования представительной демократии, реализации избирательных и иных политических прав и свобод граждан, контроля общества за деятельностью властных структур.

Значим вклад Академии наук и в разработку таких базовых федеральных законов, как законы "Об общественных объединениях" 1995 г. и "О политических партиях" 2001 г., определяющих взаимоотношения общества и государства, граждан и представителей органов власти.

Среди принципиальных концепций, которые были опубликованы в академических изданиях, в публицистических статьях ученых Академии, в различных справках и докладных записках в органы государственной власти и были использованы ими в практической деятельности следует, в частности, назвать:

  • концепцию сложного характера государственной власти в постсоциалистическом государстве в переходный период, демократической по своему существу, но с элементами авторитаризма, что обусловлено необходимостью ликвидации прошлых тоталитарных порядков;
  • необходимость нового подхода к государственно-правовому регулированию общественных отношений в условиях современного постиндустриального, социализированного в известной мере коллективистского общества. Этот подход преодолевает либерально-индивидуалистические концепции отношений общества, государства, коллектива и личности, идущие от условий XVII-XVIII веков;
  • идею современной модели демократического конституционализма, включающего организационные (порядок разработки и др.) и содержательные аспекты;
  • концепцию сочетания государственного регулирования и саморегулирования общества в современных условиях;
  • тезис об особых путях "разгосударствления" общественных отношений, освобождаемых от тоталитаризма в современном переходном постсоциалистическом обществе (включая поиск наиболее эффективных путей приватизации государственного и муниципального имущества);
  • идею об особой социальной роли частной собственности в переходном посттоталитарном обществе;
  • тезис о создании в переходный постсоветский период смешанной формы правления, где доминируют новые элементы, но используются и старые, наполняемые новым содержанием;
  • трактовку нового федерализма, основанного на признании государственного суверенитета за федерацией, подчиненной государственной власти, и полной самостоятельности субъектов федерации в их внутренних делах при возможности федерального принуждения;
  • тезис о новых отношениях государства и человека, об ответственности государства перед человеком и вместе с тем о преодолении концепции "государства благоденствия", которая снижала экономическую и иную активность человека;
  • концепцию нового характера отношений государственной власти (как представителя всего общества) и публичной власти муниципального образования (территориального коллектива).

Необходимо отметить активное взаимодействие Академии с законодательной и исполнительной властью страны. Наступательная позиция РАН, весомость аргументов ученых, демонстрирующих реальный вклад науки в экономический, оборонный и духовный потенциал России и развитие мировой цивилизации привели к тому, что уже 1997 год можно рассматривать как поворотный этап во взаимоотношениях власти и Академии, в отношении властных структур к фундаментальной науке.

Большое значение имело состоявшееся в конце 1997 г. заседание Совета Безопасности, посвященное подготовке научных кадров и кадров управления, где были приняты важные решения и поручения. Это заседание Совета Безопасности под председательством Б.Н. Ельцина было необычным - впервые вопросы науки и подготовки научных кадров в стране рассматривались через призму национальной безопасности, и Президент РАН был одним из главных докладчиков по этому вопросу.

Значительная работа проведена Российской академией наук по подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся усиления государственной поддержки РАН и научного потенциала России.

Так, по инициативе Академии было подготовлено постановление Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 543 "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации", в котором даны поручения о выделении 4-процентного от ВВП финансирования на науку в 1998 г. и последующих годах, о сохранении в проекте Налогового кодекса льготных условий налогообложения для научных организаций, предусмотрены меры по привлечению в науку молодых специалистов, в том числе путем повышения стипендий для докторантов и аспирантов, освобождения научной молодежи от призыва в армию, строительства жилья для молодых ученых и т.д.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Российской академией наук в последние годы подготовлены информационно-аналитические материалы к проекту доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации "Основные направления научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды" и предложения по разработке стратегии и проведению активной научно-технической политики.

Специалистами РАН подготовлены и направлены Президенту Российской Федерации аналитические записки "Наука и наукоемкие технологии - ключевой фактор развития страны и укрепления национальной безопасности", "Неотложные меры по стабилизации социально-политической ситуации в стране, развитию ее экономики и международных отношений".

По поручению Президента Российской Федерации РАН разработаны и внесены в Минэкономразвития России предложения по структуре Государственной концепции развития восточных территорий России (Сибирь, Дальний Восток) на долгосрочную перспективу и срокам ее реализации. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации Академией наук подготовлены материалы по анализу состояния и приоритетов развития законодательства в различных областях правового пространства России, созданию Федерального реестра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и др.

Предложения Российской академии наук были учтены при подготовке Правительством Российской Федерации стратегической программы развития топливно-энергетического комплекса России до 2005 г. и плана реструктуризации РАО ЕЭС России. В разработке этих предложений приняли участие ученые трех отделений и пяти институтов РАН.

В результате рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации инициированного Академией вопроса о повышении эффективности использования научного флота было принято решение о создании государственного органа по координации всех работ по исследованию и использованию ресурсов Мирового океана.

Во исполнение поручений органов государственной и исполнительной власти Российской академией наук проведена большая работа по проблемам политики на Северном Кавказе, в том числе в Чечне, по проблемам ваххабизма на Северном Кавказе. В Президиуме РАН состоялась встреча ученых с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, после которой была подготовлена и направлена Президенту Российской Федерации аналитическая записка "Проблемы Северного Кавказа".

Очень активно взаимодействует РАН с Советом Безопасности Российской Федерации, членом которого является Президент Академии. Так, по инициативе Академии на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации был рассмотрен ряд вопросов, в том числе: "О состоянии фундаментальных исследований в области национальной безопасности", "О реализации государственной стратегии экономической безопасности", "О поддержке научных кадров, работающих в области национальной безопасности" и другие.

В соответствии с поручениями Совета Безопасности Российской Федерации Академией наук были подготовлены аналитические материалы к докладам Президенту Российской Федерации "О внутреннем и международном положении Российской Федерации в 2000 г.", "О долгосрочной государственной политике и неотложных мерах в области космической деятельности", "О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции", и ряд других материалов, проведена экспертиза документов по вопросам, связанным с реализацией Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и выработки государственной информационной политики. Академия избрана в качестве одного из головных исполнителей по разработке доктрины технологической безопасности, которая будет осуществляться под эгидой Совета Безопасности Российской Федерации.

При Совете Безопасности Российской Федерации создан Совет по экологической безопасности, возглавляемый вице-президентом РАН академиком Н.П. Лаверовым, в состав которого вошли видные ученые Академии. В рамках Совета разрабатывались проблемы утилизации атомных подводных лодок, обращения с отработанным ядерным топливом, утилизации химического оружия, обеспечения питьевой водой и др.

Российской академией наук подготовлены и направлены в соответствующие адреса замечания и предложения по проектам указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: о первоочередных мерах по обеспечению вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств, и порядке инвентаризации и стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности; о государственной поддержке и повышении уровня патентно-лицензионной работы в Российской Федерации; о мерах по привлечению молодых специалистов в науку и проблемах государственной поддержки молодых ученых; о первоочередных мерах по стабилизации положения в нефтегазовом комплексе страны.

В августе 2000 г. в Сочи состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с группой ученых РАН, на которой были рассмотрены вопросы разработки стратегии проведения активной научно-технической политики в стране. По результатам этой встречи в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Академией совместно с Минпромнауки России подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации План мероприятий по выполнению поручения и Аналитическая записка по реструктуризации отечественной науки на период 2001 - 2003 гг. В Плане определены основные направления реструктуризации научно-технического комплекса, решения вопросов финансирования, создания благоприятных условий развития инновационной деятельности, повышения уровня востребованности результатов научных исследований, координации фундаментальных и прикладных исследований, предотвращения "утечки умов" и привлечения в науку молодежи и др.

За последние годы Академия участвовала в разработке и обосновании более 300 проектов федеральных законов. Были подготовлены предложения и замечания к проектам Федеральных законов "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", "О федеральных органах исполнительной власти РФ", "О государственном языке Российской Федерации", "Об обращении с радиоактивными отходами", "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", предложены изменения и дополнения в законы Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживан