Цели и приоритеты

Программа кандидата на должность президента РАН академика Дмитрия Марковича

Введение. Почему я пошел на выборы

Я прошел путь, типичный для российского и, тем более, сибирского ученого. От школьника из заполярной глубинки через университет и аспирантуру, через один из крупнейших институтов Сибирского отделения РАН в новосибирском Академгородке — месте научной силы и широчайшей междисциплинарности. С одной стороны, я видел на этом пути самоотверженный и вдохновенный труд ученых, блестящие открытия, многочисленные реализованные проекты. С другой стороны, накапливался багаж окружавших меня проблем, которые я, как исследователь, не мог не систематизировать и анализировать.

Вместе со многими моими коллегами я не мог не задумываться над тем, «как нам обустроить» Академию наук и весь «сектор знаний» страны, какие ошибки необходимо исправлять и какие полезные нововведения реализовывать. Предложение выдвинуться в президенты РАН стало триггером, активизировавшим работу мысли в этом направлении и соответствующие обсуждения.
Я глубоко признателен президиуму Сибирского отделения РАН и более чем 100 членам Академии за выдвижение моей кандидатуры, которое я воспринимаю как высокое доверие и оценку моих возможностей.

Накопленный исследовательский и административный опыт, внутреннее понимание ситуации позволяют мне построить общую картину необходимых изменений — как во внутренней жизни Академии, так и в ее внешних взаимосвязях и функциях.
Тем более что я получил более 200 откликов на первый вариант моей программы, многие из которых содержали конкретные предложения. С благодарностью учел при подготовке итоговой версии многие советы и рекомендации членов РАН и не входящих в нее российских ученых.

Я уверен в том, что с помощью сильной двухуровневой (руководство + аппарат) управленческой команды РАН при активном участии большинства членов Академии мы сможем осуществить задуманное.

Что именно — изложено в первой, второй и заключительной частях настоящей Программы.

Мои приоритеты

1. Российская академия наук должна стать по-настоящему встроенным в государственную систему центром формирования научно-технологической политики и национальной стратегии развития.

2. Академии следует быть равноприближенной ко всем субъектам сферы исследований, высшего образования, инноваций и высоких технологий. Необходимо помогать развитию науки во всех ее формах и типах организаций.

3. Со всеми уровнями и ветвями государственной власти должна быть налажена системная работа — от Президента и председателя правительства РФ до министерств и региональных администраций.

4. Требуется усилить роль отделений и проблемно ориентированных советов РАН для реализации функций опережающего прогнозирования и экспертизы крупных национальных стратегий, программ, инициатив.

5. РАН необходимо предпринимать планомерные действия по устранению дисбалансов в пространственном развитии науки в стране: от размещения научно-технологической инфраструктуры до справедливой оплаты труда ученых.

6. Академия должна разработать, принять и последовательно реализовывать молодежную политику — от продолжения институционализации профессоров РАН и совершенствования системы выборов в члены РАН с целью оптимизации возрастного состава, до решения назревших вопросов организации аспирантуры; улучшать механизмы повышения квалификации и аттестации.

7. Необходимо совершенствовать систему правовой защиты и социальной поддержки членов Академии и ученых.