Часть вторая. Предложения по устройству и развитию РАН

Программа кандидата на должность президента РАН академика Дмитрия Марковича

Усиление и расширение функций Академии

Экспертиза важнейших государственных стратегий, программ, проектов должна без исключений относиться к Академии наук. Независимо от их происхождения, сферы применения и масштаба (от регионального и выше). Национальный, например, проект либо программа социально-экономического развития той же Сибири, составленные без участия РАН — это недопустимый нонсенс.

Экспертиза проектов в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, проектов в научно-технологической и научно-образовательной сфере (НОЦ, ИНТЦ, КНТП, федеральная территория и т.п.) тем более должна без исключений относиться к компетенции РАН. Недопустима ситуация, когда наряду с качественной академической экспертизой в стране существует «экспертиза-light». При этом экспертиза программ развития гражданских государственных научно-технологических организаций требует многих компетенций и может проводиться в открытом формате с участием членов академии и внешних экспертов.

Кардинальное усиление аналитики и прогностической функции Академии как таковой, помимо специализированных институтов. В РАН сосредоточены 2000 ведущих ученых страны, обладающих максимальными компетенциями в своих областях и способностью видеть тренды их развития. Научный прогноз важен с точки зрения как расстановки приоритетов, так и предвидения будущих вызовов и тем более угроз с целью формирования превентивных ответов.

«РАН, как никакая другая структура, способна предоставлять органам государственного управления самые качественные материалы в цепочке «аналитика — прогноз — модель — стратегия».

«Кем брать?» — прежде всего, силами тематических и региональных отделений РАН, а также проблемно-ориентированных научных советов. При этом членство в отделениях и советах должно соответствовать продуктивности члена академии. Возможно, есть смысл участить процедуру обновления их состава на основании объективных показателей активности работы.

Для повышения мотивации полезно изучить зарубежный опыт привязки стоимости экспертизы к стоимости проекта, что повышает ответственность эксперта.

«Внутри Академии следует резко повысить роль тематических Отделений. Сегодня эти структуры работают, в основном, в режиме проблемных семинаров и как экспертные советы, но крайне редко занимаются какой-либо аналитикой. На самом деле тематические Отделения — главный интеллектуальный и рабочий ресурс Академии».

Системная интеграция в сфере исследований, образования и технологий должна стать прерогативой РАН, равно как инициативное обоснование мегапроектов, проектов государственного значения. Это:

— Исследовательские программы по широчайшим, вплоть до глобальных, проблематикам — климату, экологии, медицине и долголетию, продовольственной безопасности, Космосу, Арктике и т.д. Мегапрограммы могут строиться и по тематическому, и по территориальному признаку: как, например, планы комплексного развития региональных отделений РАН, их научной инфраструктуры. От РАН должны исходить обоснованные предложения по созданию крупнейших экспериментальных установок (таких как источник синхротронного излучения СКИФ под Новосибирском), новых обсерваторий и ботанических садов, клинических и агробиотехнологических центров, исследовательских станций в Космосе и Арктике, по развитию научного флота и авиации.

— Программ, выходящих (частично или полностью) за рамки исследовательской сферы и имеющие более широкую социально-экономическую значимость — как пример программа «Енисейская Сибирь».

Обновленная Академия наук — организатор развития координирующих научных структур по всей территории России. Это предполагает создание представительств РАН в регионах и филиалов региональных отделений; развитие региональных научных центров. Важно практиковать проведение мероприятий федерального уровня (Общих собраний и заседаний президиума РАН, крупнейших конгрессов и конференций) в разных регионах России.

Особое место в региональной политике РАН должна занять защита от ликвидации институтов, имеющих низкую категорию, но высокую региональную и/или отраслевую значимость. «Туда, где исчезает наука, приходят шаманы».

В целом вместо категорирования целесообразно проводить конкурсы на дополнительное финансирование (наподобие «Приоритета-2030»), а оценку эффективности институтов давать на основании комплексных проверок комиссиями с участием как экспертов РАН, так и независимых специалистов.

От РАН должны исходить предложения по адаптации системы оценки результативности научной деятельности, в том числе установлению оптимального баланса между экспертной оценкой и индикативными показателями.

Необходим кратный рост финансирования издательской и просветительской деятельности РАН, последовательный переход на OpenAccess со столь же последовательным сохранением русского научного языка. Важно создать систему непринудительных стимулов к тому, чтобы ученые публиковали свои новые результаты в солидных рецензируемых российских журналах, не препятствуя публикации в международных.

Пропаганда и популяризация науки, научного труда, знаний и достижений. В последнее время Академия стала проявлять на этом поле некоторую активность, но пока что далека от позиций лидера и координатора. Необходимо восстановить активность по борьбе с лженаукой и псевдонаукой, расцветающей в масс-медиа и приводящей к массовым заблуждениям и невежеству.

Форматы диалога РАН с властью и бизнесом

— Президент РАН должен не только посещать заседания Правительства РФ, а по определению быть его членом наравне с министром науки и высшего образования.

— Аналогичная позиция главе Академии должна быть предоставлена в Государственном совете и Совете безопасности РФ.

— Руководству РАН следует «прописаться» в профильных комитетах и комиссиях Госсовета, Госдумы и Совета Федерации, то есть периодически выступать с докладами по наиболее актуальным вопросам развития науки и технологий на заседаниях этих комитетов и комиссий, не реже раза в год — на экспертном часе Совфеда и парламентском часе Госдумы.

— Не одному президенту РАН, а всему руководству, экспертам Академии надлежит на регулярной основе встречаться с отраслевыми министрами и руководителями госкорпораций, а также крупнейших частных и государственно-частных компаний.

— Работа с региональными органами исполнительной власти должна проводиться на двух уровнях (всей РАН и ее региональных Отделений, филиалов и научных центров) — но скоординировано и по единой повестке.

«Личный контакт президентов РАН и РФ обязателен, но!
А) Он не должен быть единственной связующей нитью.
Б) Он должен быть регулярным и коллегиальным («чай в Кремле с академиками»).
В) Он должен быть институциализирован (Президент РАН — член Кабмина, Совбеза и Госсовета)».

Молодежная политика РАН

— Формирование в составе РАН «молодежных» вакансий, в том числе с «плавающими» возрастными ограничениями, в зависимости от специфики отделений.

— Вхождение председателя Совета молодых ученых РАН в состав Президиума Академии наук.

— Повышение роли и институционализация профессоров РАН как основного «энергоресурса» Академии наук. С выплатой академической стипендии и правом голоса: на выборах — только профессоров РАН, по другой повестке — без ограничений.

— Национальная (под эгидой РАН) программа молодежных научных проектов и мероприятий до 2030 г. Академия должна формулировать для молодежных научных коллективов большие интересные задачи.

— Инициирование перенастройки российской научной аспирантуры — см. раздел «РАН и образовательная система России».

— Содействие в решении жилищного вопроса. Служебное, арендное жилье, жилищные кооперативы, сертификаты, дотации и компенсации. «Нулевая ипотека» по всей территории РФ для научной и вузовской молодежи.

— Пропаганда и популяризация научных достижений силами, прежде всего, научной молодежи — «молодые зовут в науку молодых».

Членство в РАН

Считаю важными следующими изменения.

— Согласованная коллегиальная балансировка номенклатуры академических специальностей и вакансий, в том числе с учетом государственных приоритетов и трендов развития науки и технологий.

— Повышение и последующая индексация академических стипендий членам Академии всех ступеней.

— Назначение социальной пенсии ведущим ученым, включая членов РАН на уровне государственных служащих и военнослужащих, организация их специализированного медицинского обслуживания.

Масштабирование на Академию успешных практик ее Сибирского отделения

Программы развития
От Сибирского отделения РАН исходили инициативы разработки и реализации Программы нейтронных и синхротронных исследований РФ, Плана комплексного развития СО РАН, новосибирской программы «Академгородок 2.0», а также возведения объектов класса мегасайенс — ЦКП СКИФ, Национального гелиогеофизического комплекса РАН в Прибайкалье.

Комплексные проекты
Большая норильская экспедиция. В 2020-2022 полпред Президента РФ инициировал обращение в СО РАН руководства «Норникеля» после разлива топлива на норильской ТЭЦ-3. Сибирское отделение оперативно сформировало временный коллектив в составе около 50 сотрудников 14 институтов из пяти городов. По второму полевому экспедиции вышло около 900 позитивных сообщений/сюжетов СМИ, по первому — кратно больше. Это сильно влияет на имидж науки и мотивацию ученых.

Большая научная экспедиция по изучению биоразнообразия Северной Евразии (2022 г.) — еще один комплексный проект совместно с «Норникелем», охватывающий все проявления живой природы на всех территориях производственной и логистической активности компании: Кольском полуострове, Ямале и Таймыре, Забайкалье.

Проектные офисы
Для реализации программ и проектов в интересах индустриальных партнеров и других заказчиков в Сибирском отделении создан Центр управления проектами, для выполнения комплексных заказных работ с природоохранной спецификой — НИЦ «Экология» СО РАН. Для индустриальных партнеров с 2021 выходит журнал «Наука и технологии Сибири» о разработках институтов с высоким уровнем готовности.

Быстрое реагирование
Межведомственная рабочая группа СО РАН по ковиду, в течение двух недель подготовившая для Правительства РФ информацию о противоэпидемических заделах, разработках и продуктах по Сибирскому федеральному округу.

Оперативный аудит силами экспертов СО РАН проектов и заделов по 12 критическим областям импортозамещения.

Большая норильская экспедиция как пример оперативного подбора команды и развертывания работ.

«Важно, что новые успешные практики возникают во всех региональных и тематических отделениях, важно такой опыт систематизировать и распространять на всю Академию».

Заключение. Мои первые шаги на посту президента РАН