Международное научно-техническое сотрудничество

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) в экономически и социально напряженный период проведения коренных реформ в нашей стране направлено на сохранение российского научно-технического потенциала, обеспечение ускоренного вхождения России в мировое научно - технологическое сообщество при соблюдении требований технологической безопасности страны, на защиту национальных интересов в сфере интеллектуальной собственности, а также авторских прав конкретных российских ученых и специалистов в отношениях с иностранными партнерами в сфере науки и техники, приоритетное развитие научно-технического сотрудничества со странами - членами СНГ.

Инфраструктура МНТС включает формирование договорно - правовой базы (соглашения), согласование приоритетных направлений, разработку планов и программ сотрудничества, реализацию на этой основе конкретных совместных научно - технических проектов, поиск адекватных форм сотрудничества в инновационной сфере и оптимальных схем трансферта технологий, отработку финансового механизма сотрудничества.

На настоящий момент существенно обновлена, а в целом ряде случаев создана заново, правовая база научно-технических связей с зарубежными странами, поскольку значительный объем обязательств по действовавшим в СССР международным договорам и соглашениям подлежал выполнению ведомствами и организациями стран, входивших в состав Советского Союза. Кроме того, приоритетное значение приобрела задача создания механизма взаимодействия в сфере науки и техники со странами-членами Содружества Независимых Государств, который позволил бы, в частности, эффективно решать вопросы в области прав имущественной и интеллектуальной собственности. Новых подходов в ряде случаев требует и участие России в международных организациях, а также многосторонних научно-технических программах и проектах.

Возобновлены или установлены вновь связи практически по всем направлениям науки и техники с 60 странами в соответствии с 39 межправительственными и 16 межведомственными соглашениями, носящими в современных условиях, как правило, рамочный характер. Принципиальный подход к решению задач развития международного научно-технического сотрудничества определяется необходимостью обеспечения интересов российских участников, концентрации выделяемых на федеральном уровне ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях сотрудничества, разработки оптимальных механизмов его поддержки со стороны государства, создания благоприятных условий для развития долгосрочного и взаимовыгодного обмена передовыми технологиями, промышленного внедрения результатов совместных исследований и разработок.

Для достижения целей соглашений и развития торговых, экономических и научно-технических связей договаривающиеся стороны, как правило, образуют соответствующие комиссии (комитеты, рабочие группы). Они являются организационным звеном механизма двустороннего или многостороннего сотрудничества России с зарубежными странами. Эти органы сотрудничества определяют круг вопросов, функции, порядок формирования и методы их работы. Двусторонние межправительственные комиссии формируются из двух равноправных национальных частей. В их состав могут входить различные рабочие группы по отраслям и проблемам сотрудничества. Для выполнения оперативной работы комиссии, в случае необходимости, создают постоянные (секретариат) и временные органы и рабочие группы, функционирующие под руководством комиссии. Межправительственные комиссии могут принимать рекомендации, которые служат основой для заключения специализированных межправительственных или межведомственных соглашений. Комиссии организуют подготовку сторонами программ двустороннего сотрудничества в согласованных областях.

Одним из центральных звеньев МНТС на двусторонней и многосторонней основе является реализация международных научно-технических проектов, содействующих развитию российской прикладной и фундаментальной науки, освоению наукоемких технологий, решению проблем социального развития России. Сегодня в этой работе принимают участие партнеры из более чем 30 стран.

Международным научно-техническим проектом считается комплекс мероприятий, научно-технически и экономически обоснованных, взаимоувязанных по содержанию, исполнителям, срокам и ресурсам, реализуемых посредством объединения научно-производственных потенциалов сотрудничающих организаций различных стран.

Выделенные средства из федерального бюджета для финансовой поддержки работ по международным научно - техническим проектам направляются на оказание содействия выполнению обязательств Российской стороны по соглашениям с зарубежными странами в области науки и техники, продвижению наукоемких технологий на мировой рынок и установлению Россией эффективных мирохозяйственных связей.

Так, в 1995 году была обеспечена финансовая поддержка работ российских структур различных форм собственности, выполняемых в рамках 581 международного научно - технического проекта, и проведения более 100 международных конгрессов, конференций, семинаров и симпозиумов.

Решение о финансовой поддержке проекта принимается на основе его всесторонней экспертизы, включающей вопросы соответствия проекта национальным приоритетам в научно - технической сфере, его социально-экономической значимости и эффективности, характера и уровня международных кооперационных связей, в том числе с учетом международно-правового обеспечения сотрудничества, аспектов лицензирования, а также оценки выбора инопартнеров и их вклада в реализацию проекта. Выделение средств производится только в рублевой части с перечислением их на соответствующие счета российских соисполнителей проекта.

Процедура выделения средств для финансирования международных проектов реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам оказания российским организациям финансовой поддержки из средств федерального бюджета при реализации международных научно-технических проектов.

К финансированию международных проектов привлекаются также внебюджетные источники и средства, выделяемые для поддержки указанных проектов государственными учреждениями зарубежных стран, национальными и международными фондами и программами (например, по линии реализации германской программы поддержки российской науки, в рамках программы INTAS).

Мероприятия в области МНТС осуществляются в тесном взаимодействии с министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации. При этом основное внимание уделяется таким важнейшим вопросам российских национальных интересов, как создание системы сбора и обработки информации о научно-технических связях российских участников МНТС с целью налаживания необходимой координации их деятельности в процессе сотрудничества и оказания им действенной поддержки со стороны государства, охрана российской интеллектуальной собственности и авторских прав, недопущение неадекватной оценки интеллектуального и исследовательского вклада российских ученых, обеспечение достойного места российской науки в рамках международного разделения труда.

Цель МНТС со странами СНГ - формирование единого научно-технологического пространства и создание договорноправовой базы сотрудничества, которая призвана обеспечить согласованность мероприятий стран-участниц СНГ на двусторонней и многосторонней основе при осуществлении национальной научно-технической политики в интересах каждой страны. В результате уже проделанной работы подготовлена и одобрена Концепция единого научно-технологического пространства государств-участников СНГ, что обеспечило подписание главами правительств этих стран в ноябре 1995 года Соглашения о создании общего научно-технологического пространства участников Содружества Независимых Государств, а также ряда специализированных соглашений. Параллельно с развитием многосторонних связей последовательно формируется договорно-правовая база двустороннего научно-технического сотрудничества России со странами СНГ. Российской стороной осуществляется государственная поддержка национальных соисполнителей по более чем 30 международным научно - техническим проектам, реализуемым в сотрудничестве с научными центрами стран СНГ. При этом особое внимание уделяется вопросам совместного использования уникальных научных объектов, расположенных на территориях этих стран.

Начиная с 1991 года, значительно активизирована работа по обеспечению координации сотрудничества и участия заинтересованных российских министерств, ведомств и общественных организаций в деятельности таких международных организаций и международных программ как ЭКОСОС, ЕЭК ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЭСКАТО, ЮНЕП, ОЭСР, КЕС, Научный Комитет НАТО, "ЭВРИКА", ЦЕРН, в мероприятиях "Большой Семерки" и неправительственных организаций, а также в международных программах по проблемам фундаментальной и прикладной науки.

В рамках сотрудничества с ЕС удалось добиться открытия для участия российских ученых ряда специализированных программ ЕС в области науки и техники, что в значительной степени расширяет доступ к европейским научным разработкам и исследованиям. Только в рамках НК НАТО и специальной программы ЕС "ИНКОКОПЕРНИКУС" за последние годы обеспечено участие российских организаций в выполнении 570 проектов, направленных на решение важных проблем для стран бывшего СССР и, в частности, России.

Важное место в работе по повышению эффективности двусторонних связей отводится мероприятиям по развитию взаимовыгодного сотрудничества в новых формах, наиболее отвечающих современным экономическим условиям, таких, например, как совместный Российско-американский Учебно - исследовательский центр космической биомедицины на базе МГУ им. М.В.Ломоносова, действующий на основе контракта между Центром и НАСА, Российско-китайский консорциум "Центр науки и высоких технологий", сформированная смешанная рабочая группа по телекоммуникациям, которая выработала совместные рекомендации, предусматривающие создание в России Международного центра по развитию сети Интернет на базе МГУ и др.

В целях организационно-методического обеспечения МНТС выпущены сборники научных статей по проблемам научно - технологической безопасности России и передачи технологий. По указанной проблематике проведены два научно - практических семинара с участием представителей российских организаций - непосредственных участников сотрудничества. С целью обеспечения технологической безопасности России разработаны и одобрены комиссией "Черномырдин-Гор", а также Европейским Сообществом, рекомендации по правам интеллектуальной собственности применительно к международным контрактам и соглашениям в области науки и техники.

Результаты научных разработок в сфере защиты национальных интересов России находят практическое применение при подготовке проектов соглашений о международном научно - техническом сотрудничестве. Так, соответствующие положения предусмотрены в 28 межправительственных и межведомственных соглашениях, в том числе во всех соглашениях со странами СНГ.

Важное место в рассматриваемом аспекте занимают вопросы введения лицензирования консультационно-посреднических услуг, связанных с передачей результатов научно-технической деятельности за рубеж и получением их из-за рубежа, участие в разработке порядка передачи в гражданскую сферу объектов двойного назначения, введение системы регистрации лицензионных договоров, связанные с передачей прав на использование за рубежом отечественных объектов промышленной собственности, защищенных охранными документами, разработка и предварительное согласование с министерствами и ведомствами проекта соответствующего нормативно-правового акта. Проходят согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами проекты нормативных документов по введению государственной аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры, к которым предлагается отнести и организации, предоставляющие консультационно-посреднические услуги по внешнеэкономической деятельности.

В числе первоочередных задач по совершенствованию МНТС необходимо отметить формирование юридической базы сотрудничества за счет подготовки нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективную координацию деятельности российских министерств, ведомств и организаций в этой области, развитие и совершенствование механизма защиты национальной безопасности и интересов страны в научно-технической сфере, наращивание интеграционных связей с государствамиучастниками СНГ, восстановление на новой основе научно - технических связей со странами Центральной и Восточной Европы, расширение традиционных рамок научно - технического сотрудничества на сферу совместной инвестиционной деятельности, включая передачу российских технологий за рубеж и их коммерциализацию.


[Home Page] [Russian Home Page]
Webmaster
www@www-sbras.nsc.ru

© 1996, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk
    Last Update 25.11.96