Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 39 (2674) 2 октября 2008 г.

УВЛЕКАЮЩИЕ ДЕЛОМ

День учителя. Этот праздник стал не просто профессиональным, а всенародным. К нему причастны все без исключения.

В. Макарова, «НВС»

Сегодня «герои дня» нашей газеты — преподаватели дополнительного образования. В Академгородке изначально было задумано, что профессиональная ориентация должна начинаться с детства. Вместе со строительством институтов были построены здания Клуба юных техников и Станции юных натуралистов. Они стали лабораториями крупных новосибирских научных организаций. Работать там подросткам всегда было престижно. Была даже такая КВН-овская шутка: «КЮТ и СЮН учат технике ходьбы». Имелось в виду, что дают направления в будущую работу. О нынешней жизни любимых лабораторий рассказывают любящие преподаватели Анна Игоревна Стекленева и Вадим Юрьевич Шолохов.

Мои ученики — мои коллеги

Иллюстрация

Этими словами начала нашу беседу Анна Игоревна Стекленева. Она работает на станции юннатов семь лет, ведет кружки «Юный зоолог» для младших школьников и «Экология животных» для подростков.

— С СЮНом меня свел даже не случай, а мой ребенок. Дочка с восторгом рассказывала, какая там замечательная душевная атмосфера. Для меня это было важно в выборе места работы. Я очень люблю нашу лабораторию — здесь работаешь как хочется, как мечтается, нет таких жестких школьных рамок, больше возможностей заниматься настоящими исследованиями.

В сентябре обычно много ребят активно записываются в кружки. Даже стульев для всех не хватает. Первоклассников привлекает, конечно, живой уголок. Можно погладить, поиграть с кроликами, хомячками, морскими свинками. Ребятам интересны птицы. У нас их немного, но есть одна редкая — сова неясыть. Ее, кстати, спасла и подарила нам сотрудница вашей газеты. Такую птицу трудно в природе увидеть, а у нас можно даже с ней сфотографироваться. Но занятия строятся не только на наблюдениях в живом уголке и уходе за питомцами. Мы много говорим о роли каждого организма в природе, проводим занятия в лесу, на водоемах. Стараемся учиться не по картинкам. Школьники постарше летом выезжают в экспедиции. Там ведется серьезная работа — набирают материал по своей теме, анализируют результаты. Большинство — такие «доки» в своем увлечении! Они столько знают деталей, приводят цифры, называют имена. Я сама постоянно учусь у ребят, никогда не обижаюсь, когда поправляют меня в чем-то, прислушиваюсь и принимаю дельные замечания. Вообще, отношусь к сюновцам как к коллегам. Мы в наших кружках организуем конкурсы — на лучшую кормушку, на самую действенную листовку о подкормке птиц. Всегда проводим вместе праздники. Один из любимых осенью — День урожая, когда оформляем выставку овощей. Часто устраиваем чаепития, готовим тематические сценарии. Все участники обожают эти посиделки, находят разные поводы для организации праздников. Знаете, ребята говорят, что в СЮНе хорошо, потому что их не воспитывают, а принимают. Да, кстати, часто вместе приходится решать задачи, далекие от предмета — то школьные, то домашние. Есть ребята, которые сами помогают в организации работы. Артем Лисачев пришел на занятия, будучи семиклассником. Он поражал своей эрудицией, глубоким знанием своей любимой области — жизни рептилий, амфибий. Сейчас он — студент факультета естественных наук НГУ. Но все равно находит время прийти в СЮН, принимает участие в проведении занятий для малышей, приносит экспонаты из своей коллекции — полозов, лягушек. Ребятишки в восторге!

Вообще, сложилось так, что, поступив в вуз, ребята не прекращают связь с СЮНом. Аспирантка Соня Герасимова теперь член жюри конференций школьников. Научный сотрудник Ира Ищенко принесла в подарок специфическую коллекцию крупных тропических тараканов, огромного паука-птицееда. Сюновцы очень любят и ценят встречи с выпускниками. Как-то слышала такое мнение: «Приходили бы почаще! Это так „цепляет“, начинаешь читать больше, чтобы чувствовать себя на уровне».

Благодаря кружкам определились с поступлением на ФЕН и Денис Кананыхин, и Луша Трубицына. Это наши главные экспедиционеры. Их научные отчеты по результатам экспедиций не раз занимали призовые места на конференциях.

Хочу сказать, что у меня как преподавателя есть сложности. Это касается тех учеников, кто занимается больше пяти лет. Они уже имеют свои пристрастия, определились со сферой интересов. Такие ребята с интересом ведут исследовательские проекты. Но здесь есть проблемы с оснащением приборами. К примеру, у нас всего один бинокуляр. К этому объекту увеличительной техники всегда очередь. В экспедиции бывает, что до двадцати человек в день хотят с ним работать.

Одним из достоинств того, что СЮН — лаборатория Института цитологии и генетики СО РАН является возможность получать навыки научно-исследовательской работы. Мы сотрудничаем и с Институтом систематики и экологии животных, и со службами санэпиднадзора, лесхозов, водхозов. Вместе со специалистами разрабатываем индивидуальные научно-практические задания. Каждый ребенок должен знать и понимать, что в жизни ни одна проблема легко и быстро не решается. И наше преподавательское дело — научить детей видеть пусть маленькие, но положительные результаты своей работы.

Идей много, а базы нет

Вадим Юрьевич Шолохов работает в Клубе юных техников новосибирского Академгородка со дня его открытия. Несколько десятков лет он — бессменный директор КЮТа. Поэтому ему позволительно сравнивать события, участников по схеме «было — стало».

— В Новосибирске до 1990 г. было 14 клубов юных техников, сейчас остался действующим только наш. Особенности работы нашего КЮТа — его окружение научными организациями. В основном это и повлияло на тематику занятий. В наших лабораториях и секциях делалось много приборов и устройств, отвечающих современным уровням направлений науки, которыми занимались взрослые. Мы делали огромное количество моделей, экспонатов, успешно участвовали в выставках и конкурсах. Кстати, КЮТ — автор нескольких вариантов простейших компьютеров. Мы даже пытались их серийно выпускать для оснащения классов. Клуб был хорошо оснащен станками, материалами. Это привлекало ребят. В 1960-1980-е гг. ежегодно занималось около полутора тысяч школьников. Сейчас — едва 400.

КЮТ славился своими традициями. Мы проводили большое количество массовых мероприятий: дни открытых дверей, техники, Архимеда, Доктора Айболита, птиц и другие праздники. Цикл «Эврика» посвящался физическим экспериментам. Серию лекций «Катастрофы» вели ученые из ИТПМ. На семинар «Техника и детектив» приглашали комитет госбезопасности, криминалистов, кинолога с собакой, демонстрировали приборы в действии. Подростков набивался полный зал! Сейчас все угасло, традиции разрушены. Раньше можно было привлечь районный совет по делам молодежи, совет молодых ученых, теперь же на энтузиазме, «за идею» никто не работает.

Вы спрашиваете, каково быть директором? В этой должности просто не бывает. Проблемы делятся на хозяйственно-организационные и педагогические. Последние решаются методическими советами. А вот хозяйственная сторона — это чрезвычайно сложно! Во-первых, снабжение лабораторий. Ассортимент необходимых приборов и расходных материалов даже не сравнить с институтским. У нас достаточно широкая направленность — 14 разных лабораторий. Соответственно, для моделизма нужны специальная аппаратура, радиоэлектронные устройства, особые материалы; спортивно-техническое направление требует деталей — от двигателей до колес; астрономической лаборатории важно иметь телескопы, фотоаппараты, а еще экспедиции и ночные наблюдения. Приходится вникать во все.

Юридически КЮТ является лабораторией Института гидродинамики СО РАН. Раньше она называлась лабораторией вспомогательных процессов, теперь — детского творчества. Возможно, нынешнее название мешает организации финансирования, ведь детское творчество непрофильно для НИИ. Хорошо бы нам иметь право распоряжаться средствами! При Лаврентьеве КЮТ имел собственный бюджет 150 тыс. руб. в год. Был и фонд заработной платы, и свой транспорт, и командировочные. Сейчас ничего нет. Главное — нет самостоятельности. ИГиЛ ведет ремонт нашего здания, а шторы и карнизы купить — проблема. Сибирское отделение не имеет права платить деньги за работу с детьми. Поэтому преподавателей кружков содержит мэрия. Сами понимаете, зарплаты копеечные. Отсюда и проблемы с педагогическим составом — молодые долго не держатся.

Единственное, что традиционно продолжается — это передача нам списанных приборов из институтов. Это главный кютовский источник деталей. В целом, назрела необходимость обновить технологическую базу КЮТа. Были бы очень полезны станки, электронная и компьютерная техника, оптика, телескопы с сопровождающими устройствами. Современных детей привлекает возможность поработать на современных приборах. Ребятам нравятся занятия познавательного, исследовательского характера. Они сами многое знают. Не далее как пару дней назад пришел юноша лет тринадцати: «Я хочу собрать генератор Тесла. Узнал о нем из последнего номера журнала „Техника — молодежи“. Можно мне?» — «Давай!» — говорю. Ребята полны идеями, но базы у нас нет. При некоторых лабораториях действуют родительские комитеты. Они собирают деньги на необходимые материалы. В результате наши судомоделисты — чемпионы России, есть чемпион России по авиамоделизму — 12-летний школьник, тоже кютовец. Несомненно, у этих ребят не будет проблем с выбором профессии. Кстати, в КЮТе ведется статистика, которая показывает, что около 80 % ребят связали свою работу с направлением занятий в клубе. Из лаборатории малогабаритной техники вышли успешные фрезеровщики, токари, слесари высокой квалификации. Вспоминаю Витю Пашигрева, ему, должно быть, около пятидесяти сейчас. Сегодня он — главный инженер крупного завода в Ижевске. Еще мальчишкой играючи на станках работал, руки — просто невероятные, способные выполнить ювелирную работу. Однажды сделал себе тончайшую деревянную оправу для очков. А какая голова! Витя всегда легко решал сложные технические задачи. В то время КЮТ совместно с ФМШ организовал техническое отделение. Многие наши ребята проходили туда по конкурсу, и Витя тоже учился там. Правда, были проблемы с русским языком. Пришлось даже к Лаврентьеву идти, просить, чтобы не выгнали. Дед отреагировал так: «Что, если бы Уланова знала математику, она лучше танцевала? Мальчик должен продолжать учиться. Но русский — подтянуть!»

Я могу назвать множество имен наших ребят, ставших успешными специалистами. Когда слышу озабоченные высказывания чем занять подростков, знаю ответ — поднять престиж клубов детского творчества.

Дорогие педагоги! Низкий поклон вам за терпение и доброту, за нелегкий каждодневный труд. От всей души желаем крепкого здоровья, жизненного благополучия, творческих удач и внимательных учеников.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+474+1