МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Координатор: д-р экон. наук Суспицын С. А.

Исполнители: ИЭОПП, ОРЭиСП ИНЦ СО РАН, ИЭ УрО РАН,
ИЭИ ДВО РАН, ИСЭИ УНЦ РАН


Предложена концепция комплексной оценки влияния различных направлений государственной социально-экономической политики на региональное развитие, суть которой может быть выражена следующей словесной “формулой”: “решения федерального центра — экономики регионов — обобщающие индикаторы — межрегиональные сравнения — общие итоги по РФ — оценка эффективности решений федерального центра — коррекция управляющих решений — оптимальное сочетание рычагов и методов социально-экономической политики”.

Разработана специальная модификация комплекса региональных моделей (рис. 1) для оценки влияния вариантов социально-экономической политики на региональное развитие, межуровневые отношения и выбор мер государственной поддержки нуждающихся регионов. Структурированы параметры и инструменты важнейших направлений социально-экономической политики в регионе с целью их отражения в региональных моделях и модельных комплексах для оценки влияния на развитие регионов. Разработана единая программная оболочка со специальным языком для пользователя, позволяющая оперативно перестраивать архитектуру модельного комплекса или включать в него новые методики и процедуры. На этой платформе осуществлена интеграция составных частей проблемно-ориентированных комплексов прогнозно-аналитических расчетов. Разработаны методики и процедуры, обслуживающие все этапы прогнозно-аналитических расчетов, начиная с подготовки исходной информации, построения ключевых индикаторов регионального сравнения, выявления тенденций регионального развития. Накоплены и систематизированы массивы региональных данных за 1995—2002 гг.

Рис. 1. Структура модельного комплекса СИРЕНА-2.

Fig. 1. The model complex's SYRENA-2 structure.

Разработаны мониторинговые системы для сравнительного анализа социально-экономического состояния регионов РФ на разных уровнях территориальной иерархии: России в структуре семи федеральных округов и 25 макрорегионов РФ; федеральных округов в разрезе субъектов РФ; отдельных регионов РФ.

На основе специального алгоритма, позволяющего сопоставлять парные суждения о сравнительной важности отдельных направлений социально-экономической политики, получены количественные оценки приоритетов социально-экономической политики федерального центра для страны в целом и с позиций ее отдельных макрорегионов. Измеренная в номинальных показателях (текущих региональных ценах) политика федерального центра не имеет ярко выраженных приоритетов. Результаты измерения приоритетов зависят от степени учета межрегиональных различий. При переходе к сопоставимым измерителям (приведенным ценам), элиминирующим региональные удорожания, коэффициент вариации компонент вектора приоритетов возрастает в 2,5 раза. Отчетливо видно, что экономический рост, инвестиционная, промышленная, аграрная и бюджетная политики не входят в перечень первоочередных приоритетов; наименьшее внимание в политике федерального центра отведено доходам населения (см. таблицу).

Оценки (доля) приоритетов федеральной политики.
The federal Policy's Prioryties

Политика

Оценки приоритетов

номинальные

приведенные

Доходов населения

0,09

0,06

Занятости

0,12

0,21

Экономического роста

0,11

0,06

Инвестиционная

0,1

0,08

Промышленная

0,15

0,09

Аграрная

0,12

0,08

Инфраструктурная

0,11

0,19

Бюджетная

0,12

0,08

Налоговая

0,07

0,15


Фактическая политика федерального центра по-разному оценивается в маргинальных группах регионов. Регионы-лидеры более полно используют возможности социально-экономической политики, проводимой на федеральном уровне. Разница оценок регионами-лидерами и федеральным центром векторов приоритетов федеральной политики меньше в 1,5 раза, чем аналогичная разница для регионов-аутсайдеров.

Получены оценки динамики структуры инвестиций в восточные районы страны при сохранении мотиваций основных инвесторов (рис. 2).

Рис. 2. Эволюция структуры инвестиций, % к РФ. Федеральные округа: 1 - Уральский, 2 - Сибирский, 3 - Дальневосточный.

Fig. 2. The evolution of the investment's structure. Federal districts: 1 - Uralian, 2 - Siberian, 3 - Far Eastern.

Сохранение сложившихся условий и механизмов формирования и использования инвестиционных ресурсов в стране снижает инвестиционную привлекательность восточных районов РФ в долгосрочной перспективе, особенно Дальневосточного федерального округа.

Результаты исследований использованы: при разработке научных основ стратегии развития Сибири (раздел “Региональный разрез стратегии социально-экономического развития Сибири”); при подготовке для Минэкономразвития РФ аналитической записки “Региональный разрез основных направлений социально-экономического развития РФ на период до 2010 г.”; в исследованиях институтов-соисполнителей проекта.

Список основных публикаций

  1. “Проект СИРЕНА: влияние государственной политики на региональное развитие”/ Под ред. С. А. Суспицына. Новосибирск: изд. ИЭОПП СО РАН, 2002. 360 с.

  Оглавление Далее