Конституция и законы РФ
Федеральный закон от 12.11.2019 № 366-ФЗ
Законом предусматривается возможность участия российских ученых и студентов в организуемых ЦЕРН Школе физики ускорителей, Вычислительной школе, Европейской школе физики и Летней школе ЦЕРН для студентов.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ
Законом предусматривается снятие территориальных ограничений деятельности инновационного центра «Сколково» в целях распространения специальных условий осуществления исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе с привлечением инновационных научно-технологических центров.
Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ
Федеральный закон направлен на уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в первую очередь в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.
На основные предприятия-загрязнители возлагается обязанность по разработке и реализации мероприятий по достижению установленных квот выбросов, а в случае если предприятие не может реализовать в период эксперимента данные мероприятия непосредственно на своём производстве, предусмотрена возможность осуществления компенсационных мероприятий, перечень которых будет утверждаться субъектом Российской Федерации (например, озеленение территорий, рекультивация свалок и т. д.).
Для информационного обеспечения мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха и получения достоверной информации о результатах их реализации планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах.
Федеральный закон РФ от 01.05.2019 № 70-ФЗ.
В документе, в частности, сказано:
Увеличивается (с 400 тыс. рублей до 600 тыс. рублей) сумма, в пределах которой учреждения культуры, образовательные организации, научные организации и физкультурно-спортивные организации вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом годовой объем закупок, которые они вправе осуществить, не должен превышать 5 млн. рублей или 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.
Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ.
Федеральным законом предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации.
Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети «Интернет».
Создается национальная система доменных имен.
Федеральный закон от 30.10.2018 № 393-ФЗ
Федеральный закон предоставляет право государственной или муниципальной научной организации осуществлять закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом годовой объём таких закупок не должен превышать 50 процентов совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей.
Федеральный закон от 19.07.2018 № 218-ФЗ
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В документе, в частности, говорится о РАН:
"62 ) согласовывает решения о реорганизации и ликвидации научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также рассматривает вопросы о внесении изменений в их уставы (об утверждении уставов в новой редакции) в части научной и (или) научно-технической деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;"
Федеральный закон от 04.06.2018 № 131-ФЗ
Законом предусматривается, что инициатором проекта наряду с другими научными организациями может являться национальный исследовательский центр.
Устанавливается, что инновационный научно-технологический центр может быть создан по решению Правительства Российской Федерации, и определяется содержание такого решения.
Предусматривается, что к функциям управляющей компании инновационного научно-технологического центра в том числе относятся:
разработка и реализация стратегии развития инновационного научно-технологического центра;
содействие коммерциализации научных и (или) научно- технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности;
содействие привлечению инвестиций участниками проекта для обеспечения коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности.
Президент РАН академик Александр Сергеев о поправках к закону № 253-Ф3: "Очень важным является то, что РАН дано право самой проводить научные исследования за счет средств бюджета во всех сферах научной деятельности. Впервые в законе о РАН появилось то, что мы ответственны за возобновление научно-технического задела в области обороны и безопасности". <>
"В частности, тот вопрос, который вызывает последнее время серьезные протесты значительной части научной общественности - реструктуризация академических учреждений, о чем пишутся письма ("Письмо-400"), подписанные сотнями ученых в адрес президента. Президент услышал возражения ученых. И сейчас все вопросы, связанные с реорганизацией и с сохранением должностей руководителей учреждений, назначением исполняющих обязанности глав институтов будут проводиться только при согласовании с РАН".
Академик Валерий Козлов назначен официальным представителем Президента РФ при рассмотрении поправок в закон.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 219-ФЗ
29 июля 2017 года Владимир Путин подписал закон о выборах президента РАН. Документ опубликован на портале правовой информации.
Согласно принятому закону президиум, президент, вице-президенты, главный ученый секретарь РАН и академики — секретари отделений академии избираются на общем собрании членов РАН «простым большинством голосов (более чем 50% голосов)».
Количество кандидатов на пост президента РАН не ограничивается, но кандидатуры должны быть предварительно согласованы с правительством России. При этом избранный президент РАН утверждается в должности и освобождается от должности президентом России, одно и то же лицо не может возглавлять РАН более двух сроков подряд.
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 500-ФЗ
Основная цель изменений - повысить эффективность мер воздействия на образовательные организации, применяемых в рамках надзора (контроля).
Сохраняется полное гособеспечение за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, за теми, кто потерял в период учебы родителей, обучающимися очно по неаккредитованным программам среднего или высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов, а также для лиц, завершивших обучение по названным программам, относящихся к данной категории.
За бюджетный счет гражданам предоставляются особые права при приеме на обучение и по неаккредитованным программам бакалавриата и специалитета.
Исключена процедура повторной госаккредитации образовательной деятельности для организации, реорганизованной в форме присоединения или слияния.
Поправки дают правоприменителю возможность в случае выявления нарушений воздействовать на образовательную организацию путем приостановления действия и последующего лишения госаккредитации (а не только лицензии, как это было ранее). Данная мера позволит существенно повысить ответственность организации за реализацию качественного образования и эффективно воздействовать на нарушителей в случае несоблюдения федеральных государственных образовательных стандартов.
Уточнены критерии установления и распределения контрольных цифр приема, которые также могут быть введены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) их укрупненным группам для обучения по неаккредитованным программам среднего и высшего образования.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ
Федеральный закон направлен на совершенствование института обработки персональных данных граждан Российской Федерации в информационно-телекоммуникационных сетях.
На оператора персональных данных возлагается обязанность при работе с персональными данными граждан Российской Федерации использовать только базы данных, расположенные на территории Российской Федерации, а также указывать сведения о месте расположения таких баз данных.
В целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, предусматривается создание автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных».
Федеральный закон от 27.09.2013 № 253-ФЗ
Федеральным законом устанавливаются правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, а также определяются порядок управления Российской академией наук и порядок финансового обеспечения её деятельности.
К числу основных задач Российской академии наук отнесены: разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики; проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счёт средств федерального бюджета; участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период; экспертиза научно-технических программ и проектов.
Федеральным законом закреплено, что Российская академия наук в рамках задач и функций, определённых законодательством Российской Федерации, обладает независимостью в своей деятельности.